Новости культуры российских регионов
20 января 2017
Москва

Однажды в Амстердаме

В театре «Современник» состоялась премьера спектакля «Амстердам»
Скворцов - Михаил Ефремов Лариса - Алёна Бабенко Фото Сергея Петрова

… Чиновник из Екатеринбурга Николай Скворцов (Михаил Ефремов) приезжает в Амстердам, чтобы повидаться с женой Ларисой (Алёна Бабенко)  и сыном Виктором (Шамиль Хаматов). Он человек обеспеченный и может себе позволить отправить сына учиться в Лондон и проспонсировать спектакли жены-актрисы. Да и вообще много чего себе может позволить этот милейший человек, включая алкогольные излишества, что становится понятно с первых минут спектакля. С этой его слабостью связано много забавных моментов. Но основная интрига, конечно, не в этом. А в том, что попадает Николай в Амстердам аккурат в дни проходящего там гей-парада. Туда вместе со своим другом Долорес (Евгений Павлов), плодом любви русской и мексиканца, приезжает Виктор, посему в Амстердаме и назначает свидание мужу Лариса. Она несколько обеспокоена дружбой сына с Долорес, этот союз вызывает у неё некоторые опасения, и она хочет посоветоваться с мужем.

         Стоит ли говорить, что сначала Скворцов принимает всё происходящее в штыки. Ему здесь чуждо и непонятно всё, понимать и принимать ситуацию он не желает ни в коем случае и, и, призывая себе в союзники своих «верных друзей», - хмельные напитки – старается перекроить историю на свой лад, перевоспитать «заблудшего» Долорес, приструнить сына, переубедить жену. Но жизнь редко укладывается в выстроенные схемы, она не делится на «чёрное» и «белое», оттенков в ней великое множество, и часто людям не хватает смелости, мудрости и мужества, не рубя с плеча, спокойно разобраться и принять правильное решение. Герою «Амстердама» в какой-то степени повезло, и люди с ним рядом оказались хорошие, и сам он сумел что-то понять и уловить, да и вообще – это же комедия, где, по идее, всё должно заканчиваться хорошо. Почти так и происходит, хотя финал спектакля неожиданно грустен.

         Автор пьесы «Парад» Александр Галин сказал: «…я писал «человеческую» комедию, которой чужды надутая многозначительность, пафос, авторитеты, репутация и так далее». Собственно, в таком же ключе и поставил её (изменив лишь название на «Амстердам») режиссёр Сергей Газаров. У него получился абсолютно зрительский спектакль, весёлый, задорный, да, где-то на грани китча и пошлости, но эта грань всё же умело соблюдена, и ни разу не нарушается. В первую очередь, конечно, благодаря прекрасным актёрам, которые виртуозно разыгрывают эту историю, не давая ей превратиться в постыдный балаган. Отдельного «браво», разумеется, заслуживает блистательный Михаил Ефремов.

         Конечно, это просто развлечение, комедия, постановка, задача которой позабавить зрителя, вызвать у него смех, но в то же время в иные моменты помочь задуматься над важными вещами. И прежде всего подумать о том, что основная беда нашей современности в неумении услышать друг друга, постараться понять и принять. Но для начала действительно - хотя бы  услышать! Мы готовы надрывать глотки, отстаивая свою правоту, строчить огромные посты в соцсетях, ехидно комментировать, обвинять, вешать ярлыки, гордясь своей непримиримой позицией, часто даже не осознавая, что подобная непримиримость, порой, граничит с глупостью. Как и было в начале «Амстердама» с Николаем Скворцовым. И довольно немногим удаётся всё же в какой-то момент остановиться, посмотреть на себя со стороны, задуматься и признать свою ошибку.

         Впрочем, повторюсь ещё раз, не стоит, конечно, воспринимать спектакль «Амстердам» слишком серьёзно, да и вообще серьёзно. Искать там какие-то скрытые смыслы, обижаться на что-то. На него стоит идти: а) за хорошим настроением; б) чтобы посмеяться; в) увидеть на сцене великолепного актёра Михаила Ефремова. Этого, пожалуй, достаточно. Хотя надо ещё отметить замечательного Евгения Павлова в роли Долорес. Телезрителям он известен как Андрей Вознесенский в сериале «Таинственная страсть». Но настоятельно советую увидеть его на театральной сцене.

         «Современник» уже в восьмой раз сотрудничает с драматургом Александром Галиным. Первый раз спектакль по пьесе Галина был поставлен здесь в 1983 году, это была «Восточная трибуна». Затем были спектакли «Стена», «Звёзды на утреннем небе», «Титул», «Аномалия», «Аккомпаниатор» и «Дзинрикися». И вот теперь – «Амстердам».   

         И последнее: в 1993 году Александр Галин снял по своему собственному сценарию фильм «Плащ Казановы». История, рассказанная там, чем-то, отдалённо, конечно, перекликается с «Парадом»- «Амстердамом». В «Плаще Казановы» действие происходило в Венеции, куда по профсоюзным путёвкам приехали российские туристы. Дело было на заре перестройке, поэтому что-то, хоть и с натяжкой, можно было бывшим советским гражданам простить. Да и была надежда, что со временем ситуация наладится, ведь теперь можно выезжать за границу совершенно свободно, набираться опыта, впитывать в себя культуру и традиции. Но вот прошло уже достаточно много лет, и что-то действительно поменялось, но, к сожалению, далеко не всё. Многие по-прежнему считают своим долгом «лезть в чужой монастырь со своим уставом», судить да рядить всех по-своему, пытаться подогнать под единые мерки, даже не пытаясь понять, принять и услышать. Да, я снова об этом, о понимании. И в наши дни это особенно актуально.

Александра ИВАНОВА