Новости культуры российских регионов
17 января 2017
Москва

Маленькая жизнь большой художницы

17 января в Государственном музее А. С. Пушкина открывается выставка «Я живу жизнью тех, кого рисую…»

В экспозиции представлены иллюстрации Нади Рушевой к произведениям русских и западноевропейских писателей из собрания Государственного музея А.С. Пушкина,  Государственного музея Л.Н. Толстого, Мемориального школьного музея Нади Рушевой.

         Юбилейная выставка гениальной юной художницы Нади Рушевой, ушедшей из жизни в 17 лет, представляет зрителю лишь малую часть ее творческого наследия, но одну из самых ярких – иллюстрации к любимым литературным произведениям. От неизвестных широкому кругу до знаменитых рисунков – от совсем ранних, еще детских, до выверенных, законченных, зрелых работ к романам А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова…

         31 января 2017 года Надежде Рушевой исполнилось бы 65 лет. Но судьба даровала ей на земле только семнадцать…  И она навсегда останется в памяти, и в истории отечественного изобразительного искусства не Надеждой, а именно Надей, Надей Рушевой – одаренной уникальным талантом юной художницей, вспыхнувшей яркой звездой в 60-е годы прошлого столетия. О ее творчестве спорят и говорят до сих пор, более полувека не ослабевает интерес к ее художественному наследию. Прожив всего 17 лет, она оставила заметный след в изобразительном искусстве. О ней снимают фильмы, пишут книги и статьи. И сегодня продолжает существовать «загадка Нади Рушевой».

         Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, столице Монголии, в семье театрального художника Николая Рушева (1918-1975) и Натальи Ажикмаа (1926-2015), первой тувинской балерины. В том же году семья переехала в Москву. Рисовать Надя начала в пять лет. Ее никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда с ними не расставалась. В 10 лет она начала заниматься в изостудии, а в 12 лет стала известна всей стране: в МГУ прошла первая выставка ее рисунков, а  в популярнейшем издании того времени – журнале «Юность» - появилась первая публикация о юном таланте. За пять лет состоялось пятнадцать персональных выставок Нади в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Румынии, Индии. Жизнь Нади оборвалась на самом взлете, непостижимо внезапно. 5 марта 1969 они с отцом вернулись из Ленинграда в Москву. А 6 марта Надя умерла.  Врачи не успели помочь – кровоизлияние в мозг, разрыв аневризмы…

         В 1987 году Наталья Ажикмаа, мать художницы, передала рисунки дочери в Советский фонд культуры. В 1988 году в Государственном музее А.С. Пушкина состоялась большая выставка творческого наследия Нади Рушевой. А через несколько лет, по желанию матери, основной архив художницы – более 9 000 рисунков были  переданы Фондом культуры в собрание Государственного музея А.С. Пушкина –  любимейшего поэта Нади Рушевой, неизменного источника ее вдохновения.  В скором времени в музее на Пречистенке было создано открытое мемориальное хранение «Коллекция Нади Рушевой» – основной художественный архив художницы. Произведения Нади Рушевой хранятся сегодня также во Всесоюзном музее А.С. Пушкина и Пушкинском Доме в Петербурге, Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве, Музее-заповеднике А. Блока в Шахматове, Литературно-мемориальном музее А. Грина в Феодосии, Тувинском национальном музее г. Кызыла, в Мемориальном музее Нади Рушевой в московской школе № 470, где она училась.

Творческое наследие Нади Рушевой насчитывает более 10 000 рисунков. Их можно объединить в большие серии – «пушкиниана», «балет», «семья», «школа», «космос», «восток», «современники 1960-х», «спорт», «театр», «цирк», «война», «животные» и многие другие. Надя не просто рисовала, она «жила и мыслила рисунком». Так вспоминала о юной художнице ее школьная подруга, Н.В. Маслова, впоследствии доктор психологических наук: «Надя не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное... Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим ее миром». 

Многочисленные иллюстрации к литературным произведениям – более 4 000 рисунков – дают представление о необыкновенно широком круге чтения художницы, и не просто чтении, а глубоком понимании, своеобразном толковании этих книг. Среди любимых ею авторов – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, А.С. Грин, А.А. Блок, С.А. Есенин, У. Шекспир, В. Скотт, Ф. Рабле, В. Гюго, А. Дюма, Ч. Диккенс, Г.-Х. Андерсен, М. Твен, А. де Сент-Экзепюри и многие другие писатели и поэты. 

Пушкин всегда оставался для Нади «самым родным поэтом». Она постепенно постигала мир его творчества. «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, – рассказывала Надя. – Папа  читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки  к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Евгению Онегину». На выставке представлен лист со своеобразной «раскадровкой» «Сказки о царе Салтане» (1960), издание сказки, принадлежавшее Наде, и  автопортрет восьмилетней художницы с задорно торчащими косичками. Спустя четыре года она проиллюстрировала «Сказку и золотом петушке». Большие красочные рисунки, выполненные пастелью, со множеством деталей, свидетельствуют о совершенствовании ее художественного дара.

Особенно ей были близки своей искренностью, способностью глубоким и сильным чувствам образы пушкинских героинь: Дуни из повести «Станционный   смотритель», Заремы и Марии из  поэмы «Бахчисарайский фонтан», Клеопатры из повести «Египетские ночи» и, конечно, Татьяны Лариной. Художница вновь и вновь обращалась к так полюбившемуся ей образу – Татьяна-ребенок, Татьяна пишет письмо, Татьяна в деревне, в Петербурге… – более тридцати изображений.  Ее рисунки к роману, поражающие изящным лаконизмом линий, артистизмом, точностью, необычайно выразительны и эмоциональны. Иллюстрации к роману сознательно выполнены ею с ориентацией на рисунки Пушкина, в которых нас всегда поражает легкость, стремительность, гениальная краткость. Но Надя, не подражая поэту, смогла в своих работа «передать тот беглый и вместе с тем предельно точный лаконизм, то чувство «соразмерности», которое в нашем представлении неразрывно связано с образом, поэзией и графикой Пушкина».

В 1968 году в Музее Л.Н. Толстого экспонировалась выставка рисунков, созданных Надей к роману «Война и мир». Образ Наташи Ростовой с ее беззаботным детством, волнениями молодости, самоотверженностью в годы Отечественной войны, ее выстраданной любовью и счастливым материнством  был особенно близок художнице. Но Надю волновала судьба многих героев эпопеи Толстого. Создавая портретные и жанровые композиции, она с непосредственностью юности, искренне переживала за судьбу Пьера, Пети и Николая Ростовых, княжны Марьи, Долохова, Платона Каратаева...  Итогом ее работы были 448 рисунков к роману. Тогда Надя мечтала, что «лет через 10-15» снова возвратиться к «Войне и миру» и «сделает все по-новому...».

Рисунки Рушевой к роману «Мастер и Маргарита» являются первыми и, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к произведению М.А. Булгакова. Этот роман, впервые напечатанный в 1966 – 1967  году в журнале «Москва», Надя прочитала на одном дыхании, позднее вновь и вновь обращаясь к его тексту. Отец художницы вспоминал: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все, что можно о Булгакове, и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню «Мастер и Маргарита»...