Картина имела оглушительный успех, заняла лидирующее место в советском прокате (ее посмотрели более 30 миллионов зрителей). В 1987 году «Курьер» был назван «лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран». Герой картины – вчерашний выпускник школы Иван Мирошников – был самым настоящим героем того времени, бурного и непонятного времени конца 80-х. Но и по сей день картина смотрится свежо, шутки не устарели, да и темы, поднятые в ней, по сути дела, вечны. История взросления молодого человека, «юноши, обдумывающего житье», конфликт поколений, любовь, дружба – обо всем этом говорилось и будет говориться во все века.
«Курьер» - третий фильм режиссера Карена Шахназарова. Снял он его по собственной повести, которая ранее была опубликована в журнале «Юность». Дебютировав в 1979 году кинокомедией «Добряки» с Георгием Бурковым в главной роли, Шахназаров заявил о себе, как о талантливом и оригинальном комедиографе. Успех закрепили две последующие картины – «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Причем, стало уже понятно, что комедийные моменты режиссер умело сочетает с трогательными лирическими и даже отчасти философскими темами. И «Курьер» - это тоже не комедия в чистом виде, это мудрое и ироничное высказывание «о времени и о себе». Карену Георгиевичу на момент съемок фильма было 34 года, так что, отчасти он смотрел на героя своей истории несколько свысока, но с другой стороны, режиссер еще довольно молод и для Ивана он, скорей, старший брат, который может понять и простить, нежели строгий родитель, говорящий с ним на разных языках.
Героя фильма Ивана Мирошникова кинокритик Денис Горелов описывает так: «Наш Билли-лжец, наш Том Джонс, наш Антуан Дуанель — первый в советском кино симпатичный неприсоединившийся конформист, расслабленный раб своего хотения и острого ума». Действительно, герой-то в картине какой-то негероический. В институт провалился, устроился на работу курьером, но и там постоянно попадает в какие-то нелепые ситуации, что не может радовать его начальника. Вроде бы влюбился в прекрасную блондинку, профессорскую дочку, но абсолютно легко с ней расстался. Все время что-то сочиняет, слова в простоте не скажет, заполняя анкету для приема на работу, пишет, что «родился в провинции Лангедок в 1668 году» и его отец «граф де Бриссак». Родная мама никак не может его понять, хотя и, разумеется, любит всей душой, и поет дуэтом с сыном хит тех лет «Трава у дома». Подобные раздолбаи либо на всю жизнь остаются такими же (что не совсем хорошо, ибо что мило и прелестно в 18, в 30-40-летних дядях начинает дико раздражать), либо, «переболев детскими болезнями», находят свой, верный путь. Что станет с «курьером» Иваном остаётся за кадром. Но герой совершает в финале картины, пусть на первый взгляд, и нелепый, но довольно важный поступок. «Базин, у тебя есть мечта?» - спрашивает он у своего друга. « У меня мечта — пальто купить», - отвечает тот. Иван снимает свое пальто и отдает ему: «Мне всё равно в армию скоро. Носи и мечтай о чём-нибудь великом».
Актера на главную роль искали довольно долго. Как-то раз Карен Шахназаров попросил оператора Николая Немоляева привести свою дочку Настю, чтобы она подыгрывала ребятам на пробах. В результате Анастасия Немоляева была утверждена на роль Кати, а затем привела своего одноклассника Федора Дунаевского, который идеально подошел на роль Ивана. Спустя годы Анастасия рассказала забавную историю. Когда её дочке было 14 лет, в её школе показали «Курьера». Дело дошло до сцены, когда Катя и Иван идут «делать ребенка». В этот момент весь класс повернулся к дочке актрисы с вопросом «тебя, что ли?».
А Федор Дунаевский несколько лет назад загорелся идеей сделать продолжение «Курьера». Написал сценарий и пришел к Карену Шахназарову. «Я ему сказал «пожалуйста, снимай», но мне, честно говоря, сценарий не очень понравился, - рассказал Карен Георгиевич. - Там действие происходит спустя 20 лет, он возвращается, опять встречается с Катей. Я был не против того, чтобы он снимал, но он как-то с этой идеей завял. Он сам хотел снимать, он же режиссерский закончил. Сам я никогда ни ремейков, ни сиквелов не делал. И вообще я в своей жизни не видел ни одного продолжения, или ремейка, которые бы мне понравились. Если не считать повторных экранизаций, но это другое дело. «Идиот» Куросавы и «Идиот» Пырьева – это просто разные фильмы. Только автор один – Достоевский».
Наверное, режиссер прав. Пусть уж лучше и Иван Мирошников, и Катя, и все остальные герои «Курьера» останутся такими же, какими были в 1986 году. Ну а мы в который раз с удовольствием посмотрим эту картину!
Александра ИВАНОВА