Новости культуры российских регионов
18 декабря 2016
Москва

Негромкие кинопремьеры

Итоги кинематографического года
Кадр из фильма "Психи"

По традиции в финале уходящего года принято подводить итоги. 2016-й, объявленный Годом российского кино, оказался достаточно урожайным на различные кинопремьеры. А мы решили вспомнить фильмы, у которых не было широкого проката, но, тем не менее, эти картины тоже украсили собой Год кино и дали основание полагать, что у отечественного кинематографа, вопреки мрачным прогнозам, всё-таки есть будущее.

         «Психи» (режиссёр Алексей Китайцев)

         Алексей Китайцев взялся за скользкую и опасную, но крайне актуальную для нынешнего времени тему. Герои его картины, участники молодёжной группировки, называющие себя фашистами. Но режиссёр показывает их не как полное зверьё, без мозгов, готовое лишь повторять навязанные им лозунги. Нет, это вполне нормальные, и в чём-то даже симпатичные парни (особенно основной персонаж – Рэбел), и всё происходящее для них скорей игра, нежели серьёзная, взрослая жизнь. А уж когда дело принимает совсем нешуточный оборот, до них наконец начинает доходить, что подобные игры опасны и это совсем не детская забава, где можно просто показать удаль молодецкую, речь уже идёт о жизни и о смерти, о долге и о правильном выборе, и это не громкие слова.

         «Идея этого фильма взята не из воздуха – у всех основных персонажей есть прототипы, к сожалению, некоторых из них уже нет в живых, - рассказывает режиссёр Алексей Китайцев. - Фильм основан на реальных событиях, но рассказанная история – это, скорее, компиляция действительности. Наша страна победила фашизм, но в XXl веке продвижение идей национал-социализма изменило вектор. Сегодня есть термин «гламурный фашизм» – замена политики эстетикой. Копируя внешнюю атрибутику и поверхностные лозунги, молодые люди не задумываются о сути идей национал—социализма, но это затягивает и получается, как в старой пословице: «назвался груздем – полезай в кузов».

         А вот что рассказал актёр Илья Антоненко, сыгравший роль Рэбела:  «У нас на фильме был консультант, который рассказал полностью подоплеку идей национал-социализма, всю их базу. И, действительно, если долго его слушать, то начинаешь во все это верить. Это такая шаткая вещь. Особенно если она ложится на неокрепшие мозги, если ты не определил для себя, с кем ты. Для меня это фильм о выборе. Если у тебя нет полутонов, то у тебя либо так, либо так. Если ты не антифашист, ты фашист. В нашем фильме, чтобы выбор сделать правильно, нужно пройти через убийство».

         Картина была показана на российских и международных кинофестивалях, и без призов не осталась. В частности, «Психи» получили приз за «Лучший полнометражный художественный фильм» на ежегодном международном рабочем фестивале в Нью-Йорке и за «Лучший монтаж» на международном фестивале в Калькутте, Индия. А актёр Илья Антоненко получил приз «за лучшую мужскую роль» на Девятом Международном кинофестивале «ВОСТОК & ЗАПАД. КЛАССИКА и АВАНГАРД» в Оренбурге.

         «Прикосновение ветра» (режиссёры Ольга Веремеева и Елена Демидова)

         Режиссёры Ольга Веремеева и Елена Демидова сделали тонкий, воздушный, поэтичный фильм на стыке документального и игрового кино.

         Действие происходит в Бурятии. Актриса Юля (Юлия Ауг) находится здесь со съёмочной группой, снимают кино. Это даёт возможность героине встретиться с прошлым, найти человека, которого когда-то любила. Но на самом деле это путешествие Юли к самой себе, поиск внутренних сил, надежда на обновление. Во время путешествия Юлия попадает в Иволгинский дацан. Встреча с Хамбо ламой Этигэловым вновь наполняет ее жизнь смыслом, а лама-астролог приоткрывает тайны ее дальнейшей судьбы…

         На XXIV фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге актриса Юлия Ауг получила диплом жюри за роль в фильме «Прикосневение ветра». 

         «Источник» (режиссёр Надежда Витальская)

         Жанр этой картины её создатели определили как «современная легенда». Действительно, в этом фильме переплетены реальность и вымысел, сказка и быль. Судьба непредсказуема, и даже в нашей обычной, повседневной, казалось бы, такой скучной и обыденной жизни, есть место чудесам, сказкам и легендам. Просто надо оторваться от суеты, открыть своё сердце для любви и приключений, и всё произойдёт само собой.

         Именно это и случилось с героем картины Иваном, когда он по рабочим делам покинул шумный мегаполис и приехал в старинный заповедный город Переброды. Здесь произошла его судьбоносная встреча с лесной нимфой Алёной, которая живёт тут в гармонии с природой вместе со своей бабушкой, знахаркой Мануйлихой, знает старинные заклинания и секреты доброго волшебства. Встретились абсолютно разные люди: у одного - все деньги мира, у другой - все чудеса мира. Эта красивая история любви может обернуться как катастрофой для обоих, так и огромным счастьем. Всё зависит от сложного выбора, который придется сделать каждому. Главные роли в картине исполнили Валентина Колева и Иван Янковский.

         «Его дочь» (режиссёр Татьяна Эверстова)

         По сути дела, Татьяна Эверстова экранизировала своё детство, фильм полностью автобиографичен. В картине показано одно лето из жизни маленькой Танечки. Ребёнка окружают любящие, заботливые люди, она живёт в глухой якутской деревне с бабушкой, дедушкой и другими родственниками. У мамы другая семья, папа девочки давно умер, и Таня пока не может принять нового отца. В принципе, в картине ничего не происходит, за исключением трагической гибели Таниного дяди ближе к финалу фильма. Это первая потеря, трагедия в жизни малышки, первое столкновение с реальностью. А так – безмятежное детство на лоне природы, все те счастливые, незабываемые моменты, которые с годами, уже во взрослом возрасте вспоминаются со слегка печальной улыбкой.

         Фильм «Его дочь» получил Главный приз на XXIV фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге. А режиссёру фильма Татьяне Эверстовой  жюри отдало свой спецприз с формулировкой «За чистоту и глубину авторского высказывания».

 Анастасия САЛТЫКОВА