В Выборге завершил свою работу XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу». Главный приз в конкурсе игрового кино «Осенние премьеры» профессиональное жюри под председательством режиссёра Сергея Урсуляка присудило якутской картине «Его дочь». А режиссёру этого фильма Татьяне Эверстовой жюри отдало свой спецприз с формулировкой «За чистоту и глубину авторского высказывания». И это как раз тот самый случай, когда решение жюри не вызывает сомнений и претензий, оно абсолютно справедливо.
По сути дела, дебютантка Татьяна Эверстова экранизировала своё детство, фильм полностью автобиографичен. В картине показано одно лето из жизни маленькой Танечки. Ребёнка окружают любящие, заботливые люди, она живёт в глухой якутской деревне с бабушкой, дедушкой и другими родственниками. У мамы другая семья, папа девочки давно умер, и Таня пока не может принять нового отца. В принципе, в картине ничего не происходит, за исключением трагической гибели Таниного дяди ближе к финалу фильма. Это первая потеря, трагедия в жизни малышки, первое столкновение с реальностью. А так – безмятежное детство на лоне природы, все те счастливые, незабываемые моменты, которые с годами, уже во взрослом возрасте вспоминаются со слегка печальной улыбкой.
Ещё одна этническая картина в конкурсе – «Прикосновение ветра» Ольги Веремеевой. Здесь действие происходит в Бурятии. Актриса Юля (Юлия Ауг) находится здесь со съёмочной группой, снимают кино. Это даёт возможность героине встретиться с прошлым, найти человека, которого когда-то любила. Но на самом деле это путешествие Юли к самой себе, поиск внутренних сил, надежда на обновление. Эта картина, как и «Его дочь», интересна этническими мотивами, знакомством, пусть и поверхностным, с культурой, о которой мы практически ничего не знаем.
И третьим внятным киновысказыванием в конкурсе нынешнего выборгского фестиваля можно, пожалуй, назвать фильм Павла Руминова «Дизлайк». Режиссёр признался, что полюбил кинематограф, как искусство, не после просмотра фильмов киноклассиков, а тогда, когда в его жизнь вошли картины вроде «Крика», «Зловещих мертвецов» и тому подобных. В его новом фильме тоже всё, как полагается, есть и маньяк, убивающий героев одного за другим, и кровь льётся рекой. Но одновременно с этим режиссёр заложил в свой фильм (уж не знаю, вольно, или невольно) важный посыл – показал опасность чрезмерного увлечения виртуальным миром. Это бич нашего времени, одновременно и удобство, комфорт, и жуткая беда, почти катастрофа. За примером далеко ходить не надо: большинство участников фестиваля «Окно в Европу» (и кинематографистов, и журналистов) имеют свои аккаунты в фейсбуке, и порой доходило до смешного – люди, находящиеся друг от друга на расстоянии вытянутой руки общались посредством мессенджера или комментариев к постам. Впрочем, фестивальные гости люди всё-таки разумные и совсем уж до абсурда дело не доводят. В отличие от героев «Дизлайка», которые в буквальном смысле жизнь кладут за свои «15 минут славы» во Всемирной Паутине.
На заключительном открытом заседании жюри (это славная традиция фестиваля) член жюри, оператор Дмитрий Долинин признался, что ощущение у него после просмотра конкурсных картин «несколько печальное» и отметил, что представленные фильмы (не все, но большинство) отличаются «детским мышлением». А член жюри, киновед Леонид Павлючик сказал, что «происходит некая инфантилизация отечественного кинематографа». Невозможно с ними не согласиться! Да, семь из десяти картин в конкурсе – дебюты. Но снимали-то их всё-таки не первокурсники ВГИКа. Это работы людей, имеющих на руках дипломы кинорежиссёров, и мы вправе ожидать от них того, что они, как минимум, овладели избранной профессией. На деле же получается, что им абсолютно нечего сказать, они неуклюже пытаются выразить некие, иногда лишь им одним понятные, мысли, и создаётся впечатление, что это просто дети играют в кино. А как у детей бывает – начали одну игру, поиграли какое-то время, надоело, бросили. И даже кубики за собой не убрали. Как пример можно привести фильм выпускницы ВГИКа Ксении Баскаковой «Птица». Сюжет её картины довольно банален и не нов (девочка-подросток, находящаяся на лечении в больнице, подружилась с известным рок-музыкантом), но тем не менее, даже из этой истории можно было бы сделать вполне симпатичный фильм, тем более, что в главной роли там Иван Охлобыстин. И начинается картина довольно бойко, что вселяет определённые надежды. Но «чем дальше в лес, тем больше дров», сюжет начинает пробуксовывать уже где-то на двадцатой минуте, сценарные провалы зияют во всей своей красе, и создаётся впечатление, что режиссёр уже сама не знает, что ей делать с героями и мечтает только об одном – поскорей от них отвязаться. Об этом же мечтают и сидящие в зале, утомлённые зрители.
«К вашей газете у меня претензий нет, а к жизни есть», - написал когда-то давно один ребёнок в письме в «Пионерскую правду». Перефразируя этот дивный пассаж, можно сказать «к фестивалю у меня претензий нет, а к фильмам есть». Сам по себе выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» прекрасен. Ему удаётся (за что огромное спасибо его организаторам, и, в частности, его президенту Армену Медведеву и генеральному продюсеру Геворгу Нерсисяну) держать планку и сохранять имидж интеллигентного, демократичного, дружелюбного фестиваля. С интересной и насыщенной внеконкурсной программой, увлекательными дискуссиями, творческими встречами, возможностью для общения. А кино – ну что кино – вот такой уж у нас нынче Год российского кино уродился!
Александра ИВАНОВА, Выборг – Москва