Новости культуры российских регионов
24 декабря 2013
Сибирь

Клавесин и его соперники

«Вкус к подлинности. Клавесин и его соперники» - так назывался музыкально-просветительский вечер, который состоялся в Кемеровском музыкальном колледже.

Организатор его, преподаватель фортепиано Жанна Олейникова, рассказывает:

«В наших столицах (в Москве, Петербурге) музыка Ренессанса и классицизма, то есть 16-18 веков, давно уже звучит на концертах в аутентичном исполнении. Причем пользуется сегодня большой популярностью! Слушатели охотно идут на клавесинные концерты, и эти раритетные инструменты, незаслуженно забытые на целые полтора века, вызывают у зрителей огромный интерес. Буквально музейные экспонаты привозят в концертные залы, приводят в порядок, и…»

В Кемерове сегодня дела с клавесинной музыкой обстоят не так. Исправить эту несправедливость, восполнить пробел в наших музыкальных впечатлениях и решила Жанна Вячеславовна со своими учениками.

К сожаленью, найти в Кемерове подлинный старинный клавесин оказалось делом нереальным. Поэтому преподаватель и ее ученики воспользовались современным электронным инструментом фирмы «Casio». К тому же, возможность переключать регистры, заставлять этот клавесин звучать то как орган, то как флейта, то как гамба или лютня оказалась очень кстати. Ведь все эти инструменты (не говоря уже про человеческий голос!) были в свое время соперниками (и соратниками, а то и родственниками клавесина). Пока всех не победил король музыки рояль, утвердившийся на сцене в ХIХ веке. Этот «внук клавесина» надолго отодвинул на задний план своего именитого дедушку.

О том, как звучит подлинная клавесинная музыка, нам не только рассказали. Но и сполна представили со сцены. В концерте прозвучали произведения Перголези и Скарлатти, Баха и Куперена, а также музыка первого композитора, пишущего для клавесина – британца Уильяма Бёрта.

Замечательно, что рассказывая о стилях, направлениях и национальных особенностях клавесинной музыки (из Нидерландов слушателей переносили в Испанию, из Германии – во Францию и Италию), авторы вечера выразительно иллюстрировали эти особенности своим исполнением. Звуки инструмента и вокала сопровождал видеоряд, к слову сказать, подобранный безупречно. Так на большом экране публика могла увидеть не только роскошный внешний вид старинных инструментов, но и приметы эпохи, сопровождавшие написание клавесинной музыки: дамы в мушках и пудреных париках, избыточная барочная архитектура, полотна великих художников, творивших в то же время… Звучали тут и стихи. Не самые известные произведения Валерия Брюсова, Джеймса Джойса и современных поэтов, посвященные магии клавесина, наглядно продемонстрировали обаяние и силу этой музыки - хрупкой, ломкой («будто бусинки сыплются на стеклянный стол»), порой - жеманной и кокетливой, порой – величественной и мощной.

Удивительно, но все ноты (и Пёрселла, и Бёрта, и Свелинка, и прочих композиторов, писавших для клавесина) Жанне Олейниковой легко удалось найти в библиотеке колледжа. А в лице своих учениц – старшекурсниц Олеси Колесовой, Юли Кузьминой, Саши Ильдиряковой, Лены Масловой и других – она нашла горячих сторонниц просветительского проекта.

Остается добавить, что этот концерт – так же, как и два других, прошедших в музыкальном колледже накануне (концерт симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов) были посвящены юбилею учебного заведения. Ведь в предстоящем 2014 году Кемеровскому музыкальному колледжу исполнится 70 лет.