«Университетская тема в творчестве воронежских художников»; выставка под таким названием работает в областном художественном музее им. И.Н. Крамского. Ее авторы, известные мастера карандаша, кисти и резца, реализовали совместный проект музея и ВГУ, призванный раскрыть роль последнего в научной и культурной жизни города.
Приурочен показ к празднованию 95-летия университета; какой же, в самом деле, юбилей без портрета юбиляра? Такой «совокупный» портрет выставка и рисует; насколько адекватным оригиналу он получился – судить не берусь. Но если бы вынесли подобный проект на зрителя вузы, в которых довелось учиться – в любом случае было бы очень приятно.
Две части целого
Не без приятности, впрочем, прошел просмотр и университетской выставки. Видишь, к примеру, «ба, знакомые все лица» Владимира Эйтингона, Льва Кройчика, Тамары Никоновой, Владимира Тулупова в компании с их живописными изображениями – и удовольствие от столь необычного «свидания» явно превосходит эффект от рядовой встречи с этими замечательными людьми.
– Сегодняшнюю выставку я назвал бы исключительной, – дал оценку событию директор музея Владимир Добромиров. – Она беспрецедентна, поскольку отражает 95-летнюю историю Воронежского государственного университета. И показывает работы, специально для нее сделанные: образы, личности, объекты и пейзажи, связанные с этой историей, данной во всей полноте. От первого ректора Василия Рейгеля до теперешнего руководителя Дмитрия Ендовицкого.
Структура экспозиции такова, что состоит она из двух частей. В первую – «Художественные страницы прошлого ВГУ» – вошли картины патриархов изобразительного цеха: Евгения Хорошилова, Бориса Каткова, Андрея и Валентины Богачевых, Ксении Успенской и других известных художников. Их произведения – посвящения жизни Воронежа и университета в разные периоды их существования.
Вторая части экспозиции – «Университетский пленэр-2013» – представляет работы, созданные прицельно для участия в выставке. Авторы трудились над ними нынешними летом и осенью. Плотно общались с преподавателями и студентами ВГУ, знакомились с подразделениями вуза – и вылили свои впечатления и открытия на холсты, которые можно видеть в экспозиции.
Смелый эксперимент
Ректор Ендовицкий, выступая на открытии выставки, напомнил: главная миссия современных университетов – передача культуры. И вот воронежские художники разрушили стереотип о том, что между наукой и искусством есть некая «берлинская» стена.
– Ее нет, и для нас это очень важно, – признался Дмитрий Александрович. – Люди высокого культурного уровня показывают со стороны, чем живет университет. О чем думает, как развивается… Может, глядя на замечательные выставочные творения, мы поймем, что надо поменять в университетской жизни. Или, наоборот, подчеркнуть. Очень существенную часть этих работ мы обязательно выкупим; есть идея создать в университете галерею, ему посвященную. Чтобы можно было – на различных праздниках и презентациях – наглядно показать роль и место вуза в культурной жизни не только нашего города, но и всей России.
Организаторы уверены, что «представительная по составу выставка порадует своих посетителей разнообразием и яркостью индивидуальностей, художественных манер, богатством общей цветовой палитры, смелостью фантазии и творческого поиска». Экспонаты действительно даны « в ассортименте»: два музейных зала музея вместили картины различных стилей и жанров, дополненные скульптурными работами. Интересного много, но, как на любой коллективной выставке, отдельные авторы выделяются на общем добротном фоне. Как, к примеру, Евгений Щеглов, выступивший с портретом Дмитрия Ендовицкого. Недаром эта работа пользовалась особым «зрительским спросом».
О том, что выставка, подготовка к которой длилась целый год, была своего рода смелым экспериментом, говорила ее инициатор и вдохновитель, культуролог Тамара Дьякова. Тем отрадней, что, по мнению Тамары Александровны, получилась она «очень живой и очень теплой». Потому что это был «не формальный жест – как со стороны художников, так и со стороны университета». Вот что происходит, когда в товарищах согласье есть.