В рамках воронежских «Джазовых сезонов» состоялся концерт этно-фьюжн-проекта «Груня». Предварила его творческая встреча с идейным вдохновителем «Груни», нашим земляком, композитором и пианистом Сергеем Филатовым. Помимо всего прочего, Филатов – создатель уникального творческого сообщества «Этносфера», призванного помочь развитию направлений современной импровизационной музыки, замешанной на этнической основе.
Сергей сотрудничает с многими российскими музыкантами топ-уровня (речь, разумеется, о независимой сцене). Его диски выпускаются на лейбле Алексея Козлова «Арт-Beat», что само по себе – показатель класса музыканта. Другой показатель – востребованность: и на творческую встречу в Книжном клубе «Петровский», и на концерт в зале филармонии пришло довольно много народа.
Трёхмерные звуки
В «Петровском» музыкант исполнил в одиночку несколько произведений, но основная часть встречи была посвящена общению.
– Сергей, рады приветствовать вас в родном городе! А вопрос такой: откуда взялась тяга к музыкальному творчеству, с чего всё начиналось?
– Во-первых, наконец-то я дома! Каким замечательным стал Воронеж! Всё просыпается, расцветает. Лет пятнадцать назад невозможно было себе это представить. И здесь столько хороших людей… Что касается творчества: как и у всех молодых, оно началось с бунта, с протеста. Параллельно с «джазом» ходил по свадьбам, исполняя соответствующий событию незатейливый репертуар. Познакомился с одним взрослым мужиком, страшным алкоголиком. Он, будучи баянистом, зачастую на баяне был играть не в состоянии. Опыт интереснейший: когда часа два лабаешь на пианино «Матаню» без остановки, думаешь – всё, сейчас мне настанет конец. Уже вроде все натанцевались, но только-только собираешься закончить – откуда ни возьмись выскакивают ещё пять каких-то тёток. И – снова-здорово.
– Но начинали-то вы не с фортепиано…
– В музыкальную школу на пианино меня не взяли, не было мест. Так что по фортепиано я, в какой-то степени, самоучка: всё пробовалось наощупь. Поэтому сейчас, занимаясь со студентами, стараюсь выходить из пространства стандартного текста, стандартной терминологии. Студентам очень нравится термин «3D» применительно к музыке. Это когда музыкант, имея в руках один инструмент, создает несколько пространств. Каждая рука как будто играет в разном времени, за счет чего сразу появляется удивительное пространственное звучание. Когда ребята начинают сами это ощущать – их обуревает восторг: настолько все просто и неожиданно.
– Помните какую-то яркую деталь из детства, связанную с творчеством?
– Помню, как мама заставляла меня записывать ноты. И давала за это рубль. Я говорил ей, мол, куда всё денется, к чему записи? А она неизменно отвечала: «Запиши, я тебе рубль дам».
Джазовый мираж
– Теперь «рубль дать» музыкантами особо некому: у нас ведь кроме «Владимирского централа» и «Белых роз» ничего не приносит дохода…
– Ищем выходы из ситуации. В ресторанах по вечерам играю, и на корпоративах случается выступить, удается как-то зарабатывать деньги. Ничего страшного в этом нет. Тем более, что стараешься делать свое дело красиво. Одна моя подруга, джазовая певица, как-то произнесла фразу, которая меня поразила: «Я работаю в ресторане. И все силы положу на то, чтобы не начать петь в пол». Пока я не услышал эту фразу – у меня действительно было некое внутреннее раздвоение, но тут все встало на свои места.
– И что, никаких проблем не возникало в «ресторанных» ситуациях?
– Как-то жена одного богача достала нас просьбой сыграть ей песню группы «Мираж» «Музыка нас связала». В нас всё кипело: думали, сейчас пойдём и повесимся. И вдруг осенило: а давайте сделаем такую мягкую приджазованную кавер-версию! Оказалось, что это вполне приличная мелодия.
– Бич нашего времени, что тут скажешь. Сильные мира сего очень часто не отличаются вкусом, а нормальным людям приходится подстраиваться под это уродство…
–Мы находимся в состоянии информационной войны, чего сегодня уже практически и не скрывают. Миллиарды долларов, к примеру, тратятся на то, чтобы, скажем, все украинцы взяли и сошли с ума. Одновременно. Или другой пример: вот едет водитель в автобусе и включает всяческую радиомерзость. Это же никакое не волшебство: сам, своей рукою делает громче и, видимо, «наслаждается»…