Я, например, из последних, но не устаю восхищаться нашим уютным, компактым и очень гармоничным центром, застроенным как единый ансамбль охристыми домами в стиле сталинский ампир. Люблю удачно вписанные в «городские джунгли» скверы и парки; нравится, люблю, что в Кемерове есть прогулочная набережная (в Новосибирске, например, или в моей родной Перми таких набережных нет. Там вдоль реки тянутся пакгаузы да железная дорога).
Впрочем, не раз доводилось слышать сетования на то, что город Кемерово в смысле архитектуры «застрял» в 1950-х. Позднее ничего примечательно (если не считать храмы да часовни) здесь построено не было. Что, иссякла архитектурная мысль? Или – не хватает денег на амбициозные проекты? Или воплощению дерзких замыслов мешает что-то иное?
В поисках ответов на эти вопросы советую заглянуть в Кемеровское отделение Союза архитекторов, где сейчас проходит выставка «Нереал». Точнее –«Выставка НЕРЕАЛизованных проектов кемеровских архитекторов»(так она правильно назвается). Ах, каким самобытным, неординарным, запоминающимся мог бы, оказывается, стать облик нашего города!
Вот проект Н.Карташова и Я.Полуэктова по застройке поймы реки Томи. Он выполнен в 2008-2009 годах и присутствует на выставке под рубрикой «Проект из корзины». Понятно: архитекторы все придумали, нарисовали, рассчитали, а потом грянул кризис. И вместо чудной набережной, которая продлилась бы за озером Красное вдоль всего Шалготарьяна, мы имеем лишь то, что имеем. А по замыслу архитекторов этот участок города и вид на него (особенно – с реки или с правого берега) смотрится прямо как волшебная панорама какого-то южного рая: оригинальные небоскребы в виде паруса, замысловатый, но четкий ритм высоток и шарообразных куполов…
А вот на планшете знакомый пейзаж – угол улицы Кирова и Советского проспекта. Эта площадка известна в народе как «площадь старого цирка». Оказывается, для ее застройки проводился специальный конкурс архитектурных проектов. И победил проект Павла Копысова, на тысячные доли от него отстал проект Сергея Зыкова и Игоря Шестакова. Увы! Эти проекты так и не будут воплощены. Ибо строительство на этом пятачке уже вовсю идет. Лакомый кусок городской площади купили богатые москвичи и решили застроить его в меру своего разумения: тут возводится деловой центр, имитирующий кемеровские постройки 1950-х, из современных материалов создается здание, похожее на тот самый сталинский ампир. Но, как в любой имитации возникает эффект вторичности, бутафории…
Поражает воображение проект застройки другого заметного места нашего города – большого пустыря между Октябрьским проспектом, улицы Ленина и пересекающей их улицы Терешковой. Как рассказывает архитектор Ольга Оголь, для проектирования ансамбля зданий на этом месте тоже был объявлен серьезный конкурс. Победил проект В. Полтавцева, который предлагал в качестве доминанты среди ансамбля зданий культурно-делового назначения поставить храм. На него не нашлось инвесторов. А вот эскизы архитекторов, занявших другие призовые места. На одном (арх. С. Зыков) – две наклонные башни-близнецы соединены специальными конструкциями, словно два великана тянут друг к другу руки. На другом – комплекс зданий в виде больших полукруглых арок, которые интересно обыгрывают существующий ландшафт (арх.А. Климов)… Все эти объекты имеют культурно-развлекательное или общественное назначение. И опять же один из них не планируется сегодня к реализации. Почему? Потому что эту площадку на торгах купили представители самарского бизнеса. Однако освоить ее им опять-таки помешали финансовые проблемы. И пустырь остался пустырем.
Вообще взгляд архитекторов, умеющих мыслить образами, поражает остроумием. Вот, например, проект О. Ражева и А. Попова на тему пивного комплекса (ресторан и пивоварня в одном флаконе напоминают упаковку из пивных кег). Вот – проект ресторана в Сосновом Бору П. Кириллова: это просто ккой-то римейк на тему шишкинского «Утра в сосновом бору»! И тем не менее, реализовано из этих мыслей, бьющих ключом, едва ли несколько процентов. По разным причинам.
Можно, конечно, порадоваться и тому, что достигнуто. Например, настоящей жемчужиной нашего города стала Троицкая церковь на проспекте Химиков (архитектор Т. Федотова) Радует спорткомплекс «Кузбасс» на бульваре Строителей. Прекрасно вписан в пейзаж города памятник Эрнста Неизвестного… Но жилые кварталы не радуют планировкой и разнообразием. Так можно ли что-то изменить, чтобы своеобразие архитектруного облика нашего города не размывалось со временем, диктующим свои жестко-прагматичные подходы?
Сергей ЗЫКОВ, председатель Кемеровской региональной организации «Союз архитекторов России», председатель правления «Ассоциации проектировщиков Кузбасса»:
- То, как запроектирован центр Кемерова, можно считать эталоном городского архитектурного пространства. У наших предшественников получился хороший баланс зелени, застройки, дорог и пешеходных зон. К сожаленью, сегодня мы начинаем терять оставленную нам в наследство среду. Инвесторы хотят при минимальных затратах извлекать максимальную прибыль. С таким подходом невозможно иметь в городе хорошую архитектуру. Инвесторы не учитывают выгоду, которую могли бы извлечь из качества архитектурной среды. Да, эта прибыль не сиюминтуна, но она есть.
Что могло бы помочь развитию архитектурного облика города? Здесь не надо придумывать ничего нового, все механизмы давно известны, и они прекрасно работают. Главный инструмент – проведение творческих архитектруных конкурсов на застройку наиболее важных, значимых с градостроительной точки зрения, участков. Единственно: эти конкурсы не должны проходить формально, к обсуждениею и оценке проектов должна привлекаться и широкая общетсвенность. В том числе. Но последнее слово, конечно, должно оставаться за оценкой специалистов. Условия конкурса, состав профессионального жюри, призовой фонд – все это должно серьезно прорабатываться, и решения конкурса должны исполняться.
Если запустить этот механизм в работу по-настоящему, а не «для галочки», как уже не раз у нас бывало, результаты могут быть замечательными. Неповторимость, своеобразие и прелесть нашего города обеспечить вполне возможно, для этого у Кемерова есть все: и прекрасные природно-ландшафтные факторы (интересный рельф местности, река, бор в центре города), и творчсекий потенциал сегодняшних архитекторов, и замечательное наследие, оставленное нам прошлыми творцами.