Новости культуры российских регионов
13 декабря 2013
Поволжье

В Литмузее рассказали о судьбе родителей Алексея Толстого

Мало кто знает, что мать известного писателя сама была писательницей. Название выставки «Неугомонное сердце» – это название одного из ее романов. Сериал о жизни семьи в письмах и показали в Литературном музее.

В этом году в музее произошло несколько значительных событий, о которых наверняка еще долго будут вспоминать в обзорах культурной жизни Самары. Во-первых, в мае сотрудники музея запустили проект «Поэтические машины», грандиозный эксперимент по созданию выставки, посвященной не памяти, не вещам, а непосредственно текстам. Опыт «Поэтических машин», в которых утверждается, что текст, а не вещь является носителем эмоции и чувства, той ауры, которую может и должен передавать «музейщик» в литературной экспозиции.  «Неугомонное сердце» - это неопосредованная встреча – уже не зрителя – читателя с Александрой Толстой, женщиной, ушедшей от мужа-самодура к мужчине, который ее любил. Как много высокопарного, романтического, но от этого не теряющего в искренности в их переписке; всех оскорблений, одиночества, надежды и клятв не смогли бы передать шали и зонтики, расположенные в соседних комнатах мемориальной квартиры. До выставки о незаконной связи матери и отчима Толстого, о братьях и сестре писателя, отказывавшихся признать его родственником, можно было узнать только от экскурсоводов, поскольку фотографии и многочисленные металлические перья в основной экспозиции обо всем этом молчат. Дизайн и «Поэтических машин» и «Неугомонного сердца» разрабатывался при участи студентов СГАСУ Сергея Снигирева и Светланы Жуковой.

Во-вторых, хотя советский классик в современном мире стал исключительно детским писателем, музей регулярно устраивает мероприятия, посвященные бывшим хозяевам усадьбы на Фрунзе: и показы экранизаций, и авторские экскурсии, и лекции, и мини-спектакли, и этой осенью прошла целая череда мероприятий, посвященных наследию Алексея Толстого: открытие выставки «Буратино» и приезд в Самару гостей из московской квартиры писателя и его внучки Татьяны Толстой. В этом свете очень логичным кажется обращение к жизни родителей Толстого – персонажей вроде бы периферийных, но чья судьба настолько занимательна, что, безусловно, в музее Толстого достойна выставки не меньше, чем сам Толстой. В конце концов, именно они, а не он прожили здесь до 1918 года, и именно приобретение их писем дало основание тогдашнему директору Музея Горького Маргарите Павловне Лимаровой добиться прав на создание в нашем городе музея, посвященного Толстому.

Всякая выставка должна рассказывать не о прошлом, а о настоящем. Всякий «музейщик», имея бесценную колоду исторических ценностей, должен, как умный игрок, бросать свою карту тогда, когда этому приходит время и час. Выставка «Неугомонное сердце», история женщины, которая предпочла свободу благосостоянию, вопреки мнениям общества и воле родителей, которые после развода Александры с графом Толстым отказались от дочери, такая выставка по-особенному читается в эпоху громких разводов и модных браков, в эпоху разговоров о «традиционных» ценностях и нравственности.

В худших дворянских традициях граф Толстой, оскорбленный муж, вызывает Алексея Бострома, любовника жены, на дуэль, а в отказавшегося от рыцарского обычая соперника, стреляет в поезде. От увлекательного вымысла, в котором есть все: судьбоносные встречи, общественное порицание, газетные сенсации, насилие, суды, незаконные дети, дворянские собрание и маленькое поместье с американскими тракторами, - эту историю отличает одно – это не вымысел. Но даже не приключенско-мелодраматический сюжет лег в основу выставки, но как и положено литературному музею, в основе лежат тексты, личные письма Александры Леонтьевны и влюбленного Алексея Аполлоновича, Александры Леонтьевны и мужа-графа Николая Александровича, мужа-графа Николая Александровича и простодушного Алексея Аполлоновича. Письма эти представлены на выставке в витринах, фрагменты из них, вынесенные цитатами, образуют коридоры, бродя по которым, можно почувствовать весь драматизм, пережитый героями этой истории, чьи «неугомонные» сердца запутались: прочитать, как Александра уговаривала Алексея подождать, что она не готова еще оставить семью, как планирует Алексей их совместную будущую работу на благо общества (оба сочувствовали марксистам и мечтали «переделать мир»), а потом каялся в провале все своих прожектов. Все это важно прочитать, важно увидеть, каким словами они изъясняются, на какой высокой ноте выдерживают любую фразу, обращенную друг другу и миру.

Стены на выставке с облаками слов образуют лабиринт, разрушая хронологию (впрочем, ее легко восстанавливает посетитель, идущий предложенным авторами выставки маршрутом), но создавая зону напряженного чувства, в котором смешаны оскорбленное негодование, сильная романтическая любовь и вера в будущую социальную утопию, первыми кирпичиками которой герои выставки станут.

Утопия не состоялась, но нам остались письма людей, которые сто лет назад хотели того же, чего и многие теперь, – изменить представления человечества о счастье. И в этом смысле выставка «Неугомонное сердце» - очень своевременная выставка.

 

Андрей Рымарь, зам директора музея по научной работе:

- Весь этот год мы работаем над разными способами показа текста в музее. Летом посетители могли поучаствовать в «производстве современной поэзии», теперь мы попытались найти подход к материалам, которые являются одной из самых ценных составляющих коллекции нашего музея – к переписке семьи Толстых. Ценность этих писем никто отрицать не может – но как показать их публике? Читать целиком этот огромный объем текстов ни в рамках выставки, ни даже в рамках книги большинство людей не станет. В итоге мы решили составить из нескольких избранных писем историю – очень показательную и довольно драматичную. Получился довольно редкий в наших широтах экспозиционный жанр – выставка для чтения.

 

Алеся Атрощенко, руководитель проекта:

- В основе выставки история женщины, которая ушла из семьи, пожертвовав положением в обществе и материальным благополучием, ради того, чтобы жить честно с любимым человеком. На первый взгляд, это обычная житейская история, каких уже в то время было тысячи. Однако, читая письма, которые писали друг другу все участники событий, начинаешь понимать, что она раскрывает противоречия той эпохи. По сути — это столкновение патриархального взгляда на роль женщины в семье, на понятие чести и достоинства с новым типом отношения к жизни. Так, к примеру, оскорбленный граф не знает, каким способом реагировать на измену жены, кроме как вызвать соперника на дуэль, а Бостром, в свою очередь, не понимает, как можно решать такие вопросы «методами» XVIII века.