Мне не выпало счастья личного знакомства с Максимом Смотровым; этого талантливого человека двадцати восьми лет от роду не стало чуть больше года назад, в ноябре 2012-го. Жизнь парня унесла автокатастрофа. Но след, оставленный им на Земле (в частности, в родном Воронеже), она не уничтожила. С очевидным не поспоришь: фотографическое творчество Максима – явление, способное продлить земное существование автора.
Спасибо маме, известной воронежской художнице Оксане Смотровой – после трагедии она досконально изучила компьютерный архив сына. И обнаружила образцы фотоискусства, свидетельствующие о том, что их создатель – самостоятельный и сложившийся мастер. Со своим взглядом на мир – оригинальным, пристрастным, осознанным. А где-то даже принципиальным.
Эх, дороги
В 2006 году Максим факультет окончил журналистики ВГУ. Сотрудничал с журналом «ЭКС», позволявшим разрабатывать тему автодела.
– Тема была Максиму очень близка: страсть к автомобилям он испытывал всегда, – рассказывает Оксана. – Для каждой модели искал соответствующее окружение, органичный фон.
«Органика» – главное, пожалуй, определение того, что прочувствует зритель работ Максима Смотрова, объединенных в выставку, развернутую в фойе выставочного зала на Кирова. Очень хочется, чтобы эту экспозицию увидело как можно больше воронежцев – она того стоит.
Машины (равно как и другие объекты-субъекты) в кадре Максима живут своей жизнью – они, подобно живым существам, самодостаточны и одушевлены. А все оттого, что сняты с любовью, с внятным авторским отношением, которое, как ни крути – главное содержание любого и всякого изображения. Наличию этого отношения – ярко выраженного, хорошо читаемого – нисколько не мешало то, что Максим профессиональным фотографом себя не считал. «Просто редко расставался с камерой», – говорит мама. И, как видим, умел с этой камерой договариваться, доверяя ей свои неординарные замыслы.
Желанием «дружить» с современной техникой, провоцирующей на творческие подвиги, отличаются многие молодые люди. Выставку, однако, способную представить полнокровный авторский мир, из их работ не сделаешь. Максим Смотров – совсем другое дело. Не надо быть искусствоведом, чтобы понять: этот человек – художник от Бога.
Особенность зрения
Безукоризненное, на мой взгляд, чувство композиции и неповторимости мига, тончайшая колористическая проработка, грамотный выбор тона и ракурса изображения, выразительная эмоциональная окраска… Так бывает только тогда, когда мастер идет от ощущения, от оценки своего состояния, а не от школярской «наученности». Но если этот мастер, как в нашем случае, одарен от природы, его личное ощущение не противоречит академизму. Напротив, доказывает неопровержимость классических постулатов: Максим, видимо, интуитивно пришел к тому, что выработала фотонаука за все время своего существования. Ну, и особенность зрения, мироощущение – не последняя скрипка всякой творческой «игры»: в любом предмете Максим умел видеть арт-объект, обычный человек представлялся ему целым миром.
«Он мастерски выхватывал деталь из целого, обстоятельство – из потока, – читаем в аннотации к выставке. – Умение прочувствовать тонкую гармонию времени, места и вещи вырастало в живые картинки». Не могу не согласиться.
Нельзя сказать, что при жизни Максима его мастерство не было замечено. Но многочисленные приглашения на работу от воронежских изданий не прельстили: парень видел фотографию лишь увлечением, частью жизни – такой же естественной, как слушать музыку в машине…