Новости культуры российских регионов
10 декабря 2013
Центр

Креатив прошлого века

В столице Черноземья реализован выставочный проект «Лев Бакст. В зените славы».

По свидетельству современников, он умел изображать  все: пейзажи, портреты, миниатюры. «Дерзкий график», как называли  Льва Бакста, виртуозно  владел  контуром и талантливо   сопоставлял  разные способы рисования. Воронежцам предложена  возможность увидеть  его искусство  собственными глазами: департамент культуры и архивного дела, художественный музей им. И. Н. Крамского и Европейский культурный клуб Ферайн (Германия) реализовали  выставочный проект «Лев Бакст. В зените славы». 

Лейб Розенберг стал Львом (по-французски – Леоном)  Бакстом  с момента своей первой выставки,  организованной в 1889 году. Этому человеку удалось молниеносно  покорить  Париж. Костюмы и декорации Льва Бакста к знаменитым «Русским сезонам Сергея Дягилева» настолько поразили воображение французов, что законодатель парижской моды месье Пуаре предложил ему, театральному художнику,  сотрудничество в создании современной женской одежды для самых избалованных модниц Европы.

Экспозиция графики Бакста в музее Крамского  (гелиогравюры, созданные  художником до 1913 года и раскрашенные вручную в технике пошуар)   показывает  русский балет  начала ХХ века, дает полное представление об его истории.  Костюмы и декорации к спектаклям «Шехерезада», «Нарцисс», «Жар-птица», «Пери», «Мученичество святого Себастьяна», «Ориенталии», «Голубой бог», «Тамара», «Дафнис и Хлоя», «Саломея», «Бабочки», «Карнавал» не только открывают зрителю  забытый, во многом непонятный сегодня мир, но и воспроизводят  вкусы и стиль ушедшей  эпохи.

Художник удивительно чувствовал пластику человека; костюмы,  изображенные на фигурах, зритель  видит как бы в движении. Эффект – утрированно выразительный.  Неслучайно  в интервью одной из американских газет Бакст сравнил себя с дирижером оркестра, который одним движением дирижерской палочки посылает нужные импульсы своему слушателю.

В 1913 году друг и коллега Бакста Жан Кокто предложил собрать  самые знаковые работы художника воедино: сделать гелиогравюры и расписать их в ручную – в той самой технике пошуар. Таким  методом создания печатной графики пользовались многие известные художники-европейцы: Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Камиль Писсаро. В том же ряду –  наши авангардисты Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, разрабатывавшие  дорогие  и малотиражные  проекты, предназначенные  для музеев, библиотек, коллекционеров.

Рochoire (пошуар) – французский традиционный трафарет – имел свои отличительные особенности. Его  изготавливали из тонкой медной пластины путем  травления кислотой –  как в офорте. В результате художник при «раскрашивании» своих работ получал не только локальные пятна, но и красивые тонкие линии. Как это выглядит в реальности – показано в музее Крамского.