Из желания почтить память земляка и учителя родился настоящий фестиваль современной драматургии – с авторскими читками новых пьес, мастер-классами и дискуссиями по актуальным театральным вопросам – проект, какого в Самаре давно недоставало.
Вадим Леванов — уникальная фигура в истории современного российского театра. Сделавший Тольятти славу драматургической столицы, воспитавший здесь цвет российской «новой драмы»
2000-х, «переквалифицировавший» фестиваль «Майские чтения» из поэтических в драматургические, он ушел в 44 года, на пике (последние годы работал с Александринским театром, где его пьесы ставил Валерий Фокин), оставив большое дело и добрую память. И еще восхищение человеческим мужеством, как бы высокопарно это ни звучало. Кто видел хоть раз Вадима, знает, что тот был инвалидом — ходил на костылях, но на это не принято было обращать внимание — Леванов так хотел, тем более, что в передвижениях был абсолютно самостоятелен. Рассказывали, что выбросился в молодости из окна от несчастной любви — я грешным делом считала, что это легенда, и только когда Вадима не стало, узнала, что правда.
Фестиваль его памяти сделали люди, хорошо знавшие Вадима. Программу собрала Мария Сизова, выпускница СамГУ, защитившая в этом году в Санкт-Петербурге первую в России кандидатскую диссертацию, посвященную феномену тольяттинской драматургии. Приехали ученики Вадима (братья Дурненковы и Юрий Клавдиев) и Герман Греков, которого у нас, увы, все меньше оснований считать самарским автором, — и ему Вадим и «Майские чтения» дали пропуск в большой мир театра. Прилетела Кристина Матвиенко — авторитетный театральный критик, один из главных специалистов по современной пьесе в нашей стране. Привез посмертно изданный сборник пьес Вадима тольяттинский журналист Вячеслав Смирнов, сосед Вадима по общежитию Литинститута. Рассказывала, как Леванов писал сценарии для музейного пикника в Тольятти, директор Самарского литературного музея Людмила Савченко. В кулуарах радовались встрече (кто-то не виделся несколько лет) и вспоминали, как познакомились друг с другом и с Вадимом.
Это я не к тому, что фестиваль стал «междусобойчиком» - напротив, в литмузей в эти дни приходили любители театра и специалисты разных возрастов (хотя интерес в «театральном городе» мог бы быть и побольше). Просто это ощущение своих, близких людей, объединенных Вадимом, придало Левановке объема и человеческого измерения. На фестиваль приехали даже родители драматурга. Когда взяла слово Тамара Михайловна и попросила не называть следующий фестиваль «Левановкой» («это было бы нескромно по отношению к литературной среде Тольятти»), наверное, не мне одной стало понятно, в кого Вадим был таким стеснительным.
...обязательно следовало выдумать
«Дети» Вадима между тем давно выросли и в Самару (когда они в последний раз вот так собирались здесь вместе?) приехали в статусе звезд. В увешанных фотографиями Леванова стенах трудно было не вспомнить, кому они этим обязаны. «Меня зовут Юра Клавдиев, и если бы не Вадим, меня бы уже никак не звали», - со свойственной ему категоричностью представился на открытии фестиваля драматург и музыкант. Помня о бурной молодости призера «Кинотавра», сценариста фильмов «Кремень» и «Все умрут, а я останусь» и сериала «Школа», когда-то футбольного фаната и тольяттинского скинхеда, трудно было обвинить его в преувеличении.
Между тем для Самары инициатива важна не только и не столько как акция памяти Вадима Леванова. Из желания почтить память земляка и учителя родился настоящий фестиваль современной драматургии - с авторскими читками новых пьес, мастер-классами и дискуссиями по актуальным театральным вопросам (самая интересная и острая случилась на встрече с Михаилом Дурненковым, вокруг советского драматургического наследия). Зрители фестиваля на читках студентов СГАКИ, артистов «СамАрта» и «Камерной сцены» снова слушали пьесы Вадима. Прозвучали и совсем новые сочинения: силами присутствовавших на фестивале драматургов прочитали пьесу Михаила Дурненкова «Закон» по рассказу Алексея Саморядова и Петра Луцика, поставленную в этом сезоне в МХТ, а Юрий Клавдиев познакомил Самару с только что дописанной детской пьесой «Тявкай и рычи» (остроумно определенной Кристиной Матвиенко как «антифэнтези» историей о войне людей и зверей с союзом змей и пауков). На мастер-классах делился писательскими секретами Юрий Клавдиев и рассказывал об актуальном и неактуальном в драматургии Михаил Дурненков, популярный драматург и сценарист («Доброволец», «На ощупь», «Свадьба по обмену», телесериалы «Адъютанты Любви», «Обратный отсчет», «Побег» и др.), лучше всех в России освоивший западную форму общения автора с режиссером, когда текст пишется под конкретный театральный проект.
С опытом театральной терапии (в тюрьмах, домах престарелых и детдомах) познакомил участников фестиваля Вячеслав Дурненков, вот уже несколько лет увлеченный социальным театром, с «Левановки» улетевший на Class Act в Красноярк (одним из первых, кто начинал заниматься этим театрально-социальным проектом в нашей стране, был Вадим Леванов). Под занавес фестиваля Кристина Матвиенко рассказывала о меняющейся роли театрального критика в современном мире.
В перспективе планируется конкурс пьес, на который в этом году не хватило времени, и театральная программа (на которую не было денег). Если инициатива не будет забыта (следующая «Левановка» планируется через два года), Самара имеет все шансы получить серьезный драматургический фестиваль, какого здесь никогда не было, но обязательно «следовало выдумать».
Людмила Савченко, директор Самарского литературного музея:
- Задача нашего музея - в первую очередь, понять, что происходит в современной литературе, зафиксировать и отрефлексировать эти явления. Этим фестивалем мы хотели привлечь внимание к личности Вадима Леванова и феномену тольяттинской драматургии. Что касается театральной программы, то музею никто не даст денег на привоз спектаклей. Но их могут дать театру. К сожалению, в этом году мы не нашли поддержки у наших театров. Но фестиваль показал, что в городе есть интерес к современной драматургии и есть ресурсы, теперь нужно расширять рамки, «подтягивать» другие институции.
Михаил Дурненков, драматург:
- С тех пор, как «новая драма» в начале 2000-х заявила о себе, она не снижает оборотов. Многие стали писать, и если первые пьесы нашего тольяттинского поколения лучше никому не показывать, то первые тексты тех дебютантов, которые появляются сейчас, гораздо сильнее. Я льщу себя надеждой, что они «стоят на наших плечах». Если мы делали первые шаги, то они уже читают нас и, будучи в контексте, делают сразу «вторые шаги». Поэтому меня поражает, как мощно звучат пьесы новых авторов. Если говорить об именах, то это, например, Люба Стрижак, Марина Крапивина. Или, например, дебютант «Любимовки-2013» Андрей Иванов из Белоруссии.