Новости культуры российских регионов
27 ноября 2013
Центр

Укротитель пространства

В столице Черноземья с успехом прошли «Дни Юрия Купера».

Один из самых именитых современных отечественных  художников Юрий Купер – личность во всех смыслах  масштабная. Доказать справедливость этого утверждения был призван проект  «Дни Юрия Купера в Воронеже». Реализовали его на днях, а долго ли продержится резонансное «эхо» – покажет время.

Главным событием  проекта загодя представлялась персональная  выставка  Купера в областном художественном музее им. Крамского. Концерт «Темная ночь», который на следующий после ее открытия день  Юрий Леонидович дал в помещении театра им. Алексея Кольцова – уже история. Тогда как выставка – пока еще сегодняшний день. И завтрашний тоже: она проработает до 12 января.

В стертой гамме
Воронежская «драма»  для выступления Купера-певца (который  еще и стихи пишет, и пьесы тоже) была выбрана не случайно: оформил новое здание именно Юрий Леонидович. Тот, кто уже имел возможность рассмотреть «кольцовские» интерьеры, без труда  найдет точки их соприкосновения с работами, которые  нынче демонстрируются в музее. Та же холодноватая  стилистическая сдержанность, «ледяная» красота, те же «жемчужные», как бы исподволь  проступающие  эффекты.
Около трех десятков  произведений – живопись, графика, разножанровые  работы в смешанной  технике – объединены  в экспозицию под названием «Черное, как ваша земля». Не такое уж, однако, оно и черное; скорее – серое. Когда автора спросили, почему он активно эксплуатирует «стертую» гамму, тот отреагировал, надо сказать, предсказуемо: «Если б я рисовал красным  – вы спросили бы, почему именно красным…» Естественно, спросили бы;  эстетические пристрастия художника  – путеводная звезда его творчества. Многое в нем объясняющая.
Первое слово, которое приходит в голову при знакомстве с работами Юрия Купера – изысканность. Особенно четко она проявляется в сочетании  несочетаемого: хрупкий цветок на монументальной поверхности –  чисто единство и борьба  противоположностей. Которые, как известно, притягиваются друг к другу. И  до чего грациозно, утонченно, по-хорошему театрально.

Театральность произведений Купера перекликается с их интеллектуальной наполненностью: то, что автор много чего видел и читал, – дело очевидное. Уже одного этого немало по нашим временам, когда неучи претендуют на открытия мирового уровня. 

Традиционно и молодо

На счету Юрия Купера более пятидесяти  персональных выставок на таких престижных площадках как  Государственная Третьяковская  галерея, Государственный  музей  изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, нью-йоркский  «Метрополитен», парижская галерея  «Клод-Бернар», галерея  Яна Кружье в Женеве и другие. Сценография спектакля «Борис Годунов»  в Большом театре в постановке Александра Сокурова  была номинирована на премию «Золотая маска» (2008).  Интерьеры, книжные иллюстрации, инсталляции, скульптурные  и живописно-объемные  работы – это все художник Юрий Купер.
Об умении мастера работать с пространством и создавать архитектурный мир говорил ректор ВГАИ Эдуард Бояков. И восхищался  способностью Купера соединять в своем творчестве традиционное, глубокое, земельное с чем-то сегодняшним, очень живым и очень молодым.
– Юрий Леонидович умеет дарить людям потрясающее ощущение причастности к тому или иному пространству – независимо от того, работает он или просто общается с человеком. Пить чай и смотреть футбол с ним также приятно, как и находиться в пространстве выставки…
Журналистов очень интересовало, что скрывается за определением «смешанная техника», обозначенном  на подписях ко многим  выставочным  работам. Автор был немногословен:
– Шелкография на металле,  сверху живопись. Есть здесь живопись на  стекле, коллаж, офорты… Много всякого.  Не все мои работы такого же большого формата  как те, что попали в экспозицию – маленькие тоже есть. Как правило, все они – монохромные; я не люблю яркую живопись. Не мое.
Тоже показатель, да: когда человек определился, что есть «его», это как раз и говорит о личностной состоятельности. Не только творческой – человеческой тоже. В  первую очередь.