Знающие люди говорят, что кеды, висящие высоко на проводах в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, сигнализируют о том, что хозяева ближайшего дома торгуют наркотиками.
Иные считают данные закидоны актуальным направлением современного искусства, и даже придумали сему явлению название «шуфити». А городской романтик Кирилл Кто, по совместительству флагман отечественного стрит-арта, концептуально навывешивал всяческой обуви на первом этаже нижегородского Арсенала. Там надолго воцарилась «Невесомость» - проект московского куратора Елены Селиной, объединивший известных отечественных художников поколения «нулевых»: это Юрий Альберт, Алексей Булдаков и Анастасия Рябова, Кирилл Кто, Владимир Логутов, Александр Повзнер, Сергей Сапожников и группа «МишМаш».
Между прочим, выставка прибыла в Нижний Новгород непосредственно по окончании пятой Московской биеннале современного искусства, где была воспринята искушенной публикой с большим интересом.
Елена Селина, «придумавшая» выставку, объяснила ее название стрессовым состоянием, подобным тому, которое испытывает человек, впервые оказавшийся в невесомости и зависающий без опоры с преобладанием мысли: «Когда же все это закончится?» Погружению в невесомость уподобляется занятие современным искусством, в последние годы активно обсуждающим тему баланса между падением и полетом.
Что же нам предлагают великие летатели книзу головой, помимо обуви на проводах? Троицу городских мальчишек, высоко подпрыгивающих и зависающих; детскую площадку, аттракционы которой напоминают комнату пыток; «Эквалайзер» в виде забора, щели в котором тщательно заткнуты тряпьем… Странные чувства вызывает большая серия «Картины для слепых» - фотоотчет с достаточно известных акций, которые проводили крупнейшие музеи мира, в том числе НГХМ. Работы известных живописцев были написаны азбукой Брайля, причем «посмотреть» шедевры живописи предлагалось как людям, лишенным зрения, так и обладающим оным, и зрители впадали в весьма непривычное состояние.
Между тем, по мнению и куратора, и художников, в обществе и искусстве начался постепенный выход из подвешенного состояния. Что это будет, полет или – как принято в условиях гравитации – падение на «пятую точку», пока непонятно.
Примечательно, что в общем смысловом поле с «Невесомостью» оказалась и «Фиксация» - недавняя акция Петра Павленского на Красной площади. Корреспондент АКИ попросила московских гостей вернисажа, группу «МишМаш» (Михаил Лейкин и Мария Сумнина) прокомментировать акцию. Гости высказались в духе «нечего на зеркало пенять».
- Художник выступил с «Фиксацией», видя общество непростительно апатичным и атомизированным. Его акция - метафора политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Но, конечно, «Фиксация» имеет множество трактовок, что является несомненным атрибутом современного искусства.
Насладиться состоянием высококультурной подвешенности можно до 19 января.