Сколько хожу по художественным выставкам – столько отмечаю: иной этюд способен рассказать зрителю больше, чем картина, с прицелом на которую он появился на свет. Вспомогательная, по определению, миниатюра, предваряющая написание «настоящей», крупноформатной живописи, часто глубока и самодостаточна.
Этот вывод однозначно подтверждает выставка этюдов воронежского художника Константина Финакова, развернутая в фойе второго этажа Дома актера. Автор – человек в изобразительной среде известный, один из самых «крепких» представителей цеха. Выставляется регулярно – на уровне не только областном, но и всероссийском. Преподает в Воронежском художественном училище. Член Союза художников России.
Константин Финаков специализируется на пейзаже. А пейзаж, как известно – самое благодатное «поле» для этюда. Касаемо роли которого художник со мной солидарен.
– Этюд, являющийся необходимым этапом работы, может быть и самостоятельным жанром, видом творчества, требующим от художника мобильности, отбора в композиции, внимания к цветовому состоянию мотива, – уверен Константин.
Кроме всего прочего, обычно этюды (лично для меня) – свежее, чем окончательные произведения. В которых, бывает, пропадает та благословенная непосредственность, которой дышал этюд – сплошь и рядом. Специалисты в таких случаях говорят, что картину художник «записал». И, получается, умертвил. Автору, что естественно, хочется совершенства в технике. Но, как ни печально, в погоне за ней куда-то уходит чувство.
К работам Финакова, экспонирующимся в Доме актера, комплименты в адрес этюда как такового относятся сполна. Его разработки – грамотные, старательно и с любовью сделанные вещи, показывающие родную среднерусскую природу. Фактуры в этих эскизах хватает, эмоций, авторского отношения к изображению на холсте – тоже. Вот и получается старая песня на новый лад: видение художника не «выламывается» за пределы традиционной живописи, но без особого труда отстаивает свою самостоятельность.