Графика 1997-2004 годов в авторстве ни на кого не похожего Евгения Чубарова представлена сегодня в галерее современного искусства «ХЛАМ». Художник – не воронежец, что понятно, на мой взгляд, по работам: уж очень брутальны. Как-то по-азиатски.
Вообще разночтений творчество Чубарова рождает массу. Увидев листы, выставленные в «ХЛАМе», я усмотрела на них раздвоение (растроение, расчетверение и так далее) отдельно взятой человеческой личности. Директор же галереи Алексей Горбунов считает, что эти работы запечатлели борьбу – как таковую, всего и вся. Не суть важно, кто именно ее ведет.
От Ленина до Филонова
Художественного образования Евгений Чубаров не получил, хотя рисовал с детства. Родился в башкирском селе Бобино – в 1934 году. Учился в ПТУ при Златоустовском металлургическом комбинате, там же впоследствии работал – гравером и чеканщиком. Перебравшись совсем еще молодым человеком в Загорск, познакомился с художниками из круга нонконформистов, с опальным скульптором-анималистом Дмитрием Цаплиным, знатоком западного модернизма. Попал к нему в подмастерья – соответственно, «цаплинские» зерна попали на благодатную почву. Живопись, графика, скульптура; начинающий художник Чубаров пробовал тогда себя во всех жанрах изо.
В шестидесятые дорос до очень экспрессивных и, опять-таки, брутальных многофигурных картин и рисунков, изображающих грязную и пьяную жизнь советского захолустья, животных-монстров и прочих многозначительных существ. Включая сидящего на пеньке Ленина с головой макроцефала.
Перебравшись со временем поближе к столице, в Мытищи, бытовал Евгений Чубаров замкнуто и обособленно. В неофициальной художественной жизни, бурлящей по кухням и подвальным мастерским, замечен не был. А ближе к концу века стал вдруг делать большие абстрактные композиции.
– Их сейчас сравнивают с живописью Джексона Поллока, но это сближение крайне поверхностное, – делится соображениями Алексей Горбунов.
Признак гениальности?
– С американским гением Чубарова роднит разве что мощная энергетика. Если и искать параллели – то это, безусловно, Павел Филонов, – продолжает директор. – У Чубарова – та же предельно выделанная поверхность. Среди потеков краски, закорючек, выдавленных из тюбика, и вроде бы необязательного живописного дрипа (название техники – авт.) выплывают мрачноватые человеческие лики.
Умер художник меньше года назад – в декабре 2012-го. Однако глядя на его рисунки, выставленные в «ХЛАМе», трудно сказать со всей определенностью, что их автор – наш современник. Вернее, он, судя по мироощущению и используемым изобразительным средствам, может быть и современником, и художником прошлого, равно как и будущего. Не исключено, что такая временная «непроявленность» – признак гениальности.
В 2007 году имя Евгения Чубарова попало в разряд сенсационных: на русских торгах Sotheby;s его картина «Без названия» с эстимейтом 79000 – 119000 долларов была продана за рекордную для здравствующего российского художника сумму – 562000 долларов. В список звезд, признанных международной критикой, Чубаров тогда никак не входил. Хотя, конечно, специалистам он был хорошо известен – еще и в силу того, что с 1988 по 1996 годы жил и, соответственно, трудился в Германии. Абстрактные работы немецкого периода многократно публиковались и экспонировались в Русском музее.