Новости культуры российских регионов
15 ноября 2013
Поволжье

В Самаре состоялся предпремьерный показ «Трех мушкетеров»

В российский прокат выходит приключенческий фильм «Продюсерского центра Сергея Жигунова» «Три мушкетера».

Близко к первоисточнику

Снять фильм по роману Александра Дюма «Три мушкетера» было давней мечтой бывшего гардемарина Сергея Жигунова. Это желание и недетский азарт, кажется, передались всей съемочной группе. В картине по-настоящему дерутся, скачут на лошадях, фехтуют специально выкованными для фильма шпагами, а на крупных планах взгляд тут же «цепляет» грубую - натуральную фактуру ткани, ручное кружево, вышивки и даже легкую помятость. Часть костюмов прибыла на съемки из Франции, Испании и Чехии, наряды главных героев были изготовлены на заказ, причем из самых дорогих тканей. Костюмы знатных особ украшались полудрагоценными камням и ходят слухи, что только одно платье королевы (Мария Миронова) стоит около ста тысяч. Вся эта добротность и основательность, трепетное отношение к деталям не остаются незамеченными. Съемки фильма проходили, опять же, не в павильонах, а как говорится, на пленэре. И пусть не в самом Париже, но все-таки на европейской территории, в чешских замках и монастырях, и их предместьях, на узких мощеных улочках средневековых городов, а также в окрестностях Петербурга.

Сергей Жигунов стремился максимально приблизиться к исторической достоверности, старательно избегая, в том числе и современных спецэффектов. Вы не увидите медленно летящих пуль, неестественно зрелищных взрывов и крупным планом конских копыт, тем более армады летящих кораблей. Абсолютно очевидно, что режиссер в первую очередь ставил себе целью передать дух эпохи Людовика XIII и Анны Австрийской, бережно относясь и к тексту самого Дюма, и глядя фильм, охотно веришь, что именно так оно и было.

 

Кто он, современный д’Артаньян?

В картине заняты известные, но совсем не примелькавшиеся российские актеры: Юрий Чурсин, Павел Баршак, Алексей Макаров, Виктор Раков, Владимир Этуш, Василий Лановой. Но в первые же минуты возникает ощущение, что фильм иностранный, и «виной» тому главный герой - слишком уж непривычным кажется российскому зрителю благородные, от природы красивые черты лица и открытая белозубая улыбка, что-то в этом во всем сквозит европейское (в хорошем смысле). Исполнитель роли д’Артаньяна  22-летний Риналь Мухаметов подкупает  искренностью и наивностью не только зрителя. Что там говорить, кажется, впервые в киноверсии известного романа стало понятно, отчего Атос, Партос и Арамис отказались с ним сражаться на дуэли. Да просто он - абсолютное дитя, увлеченный декламированием стихов о розе и соловье. Ну действительно, как с таким драться? Его можно только взять под отцовскую опеку. Ко всему прочему, Риналь еще и в жизни оказывается похожим на своего героя, широко улыбающийся, в чем-то наивный. На встрече со зрителями он рассказал, как его не взяли в морпехи из-за заикания. «А у них такая красивая черная форма, - с восторгом рассказывал он, - и мне так хотелось быть пехотинцем». Несмотря на свой дефект, он сумел поступить в школу-студию МХАТ, на курс Кирилла Серебрянникова. «Глядя на меня, люди крутили у виска: «Куда ты идешь со своим заиканием?», - говорили мне. Но у меня помимо этого еще и много талантов».

Кстати, на сцене театра и в фильме актер не заикается, а талантов действительно много. Он сам фехтует, скачет на коне и выполняет без дублера трюки. Потому что еще и акробат. Поступая в школу-студию МХАТ, Риналь даже не слышал о том, кто такой Серебрянников, как и не знал Сергея Жигунова, отправляясь к нему на кастинг.

«Мне его лицо показалось знакомым, и в конце беседы я спросил, не актер ли он», - признался Риналь. На что Жигунов, засмеявшись, ответил, что действительно снимается иногда, и тут же утвердил Риналя на роль д’Артаньяна. Для кого это стало большой удачей - судить зрителю.

 

Фильм от «12 плюс»

Новому фильму наверняка не избежать сравнения с советскими «Мушкетерами» 1978 года выпуска. Но точка соприкосновения у обеих кинолент только одна - это роман Александра Дюма, во всем остальном это абсолютно разные картины. И если фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича с Михаилом Боярским в главной роли - это мюзикл, успех которого и был во многом обусловлен музыкой Дунаевского, то «Три мушкетера» Жигунова правильнее отнести к жанру историческому и приключенческому. Важно и то, что при написании сценария Сергей Жигунов и Андрей Житков старались не удаляться от первоисточника, хотя  и настаивают на том, что это не экранизация. Фильм выйдет в двух форматах, сначала на широком экране в кинотеатрах страны, а затем, примерно в декабре, появится его более полная телевизионная версия.

Что касается зрительской аудитории, то у обеих кинолент 1978 года и 2013-го, кажется, она одна и та же – это дети и подростки от 12 лет, во всяком случае во время первого показа самыми довольными из зала вышли именно они.

 

Сергей Жигунов,  режиссер и продюсер фильма «Три мушкетера» (из интервью порталу 7days.ru):

- Я очень уважительно отношусь к Дюма, его книги живут столетиями, поэтому не позволил себе вольно обращаться с сюжетом. Его я не трогал, но сильно поработал над диалогами, расписал поподробнее сюжетные линии, наделил персонажей новыми чертами. Получилась динамичная история, адаптированная к восприятию современного зрителя. И герои, на мой взгляд, стали ярче и выразительнее, более живыми и понятными. Я попытался собрать ансамбль из артистов высокого уровня (у меня нет времени и сил обучать людей на площадке), известных, но не набивших оскомину у зрителей.

 

Риналь Мухаметов, исполнитель роли д’Артаньяна:

- Я жутко везучий человек, непонятно почему, но мне кажется, дело в хороших людях, которых я встречаю по жизни. Я родился в рабочем поселке, а вовсе не в крупном городе. Когда пришло время поступать, у нас не оказалось денег на обучение в вузе. Я заикался, но все равно хотел поступить в театральное училище. В результате я поступил в Казанское театральное училище к замечательным педагогам, которым я очень благодарен. Потом я подумал - пора идти дальше и отправился в Москву, к Кириллу Серебренникову. Меня многие называли плохой фактурой для театра. Но Кирилл Семенович меня спокойно выслушал и взял. Сейчас я работаю в Гоголь-центре, занят в спектаклях этого театра.