Новости культуры российских регионов
7 ноября 2013
Сибирь

Наследники Мильеса

В областном художественном музее открылась выставка «Кино на службе видеоарта».

В последний день октября один из залов Томского художественного музея на месяц превратился в видеосалон. Ассоциация с учреждениями досуга конца 80-х- начала 90-х неслучайна. Именно в это время в Россию приходит, а еще точнее, зарождается свой, российский, видеоарт. Об этом времени, когда советский, а потом и постсоветский гражданин взял в руки видеокамеру и стал снимать фильмы, и рассказывает выставка «Кино на службе видеорта».

Новый проект Сибирского филиала ГЦСИ представил куратор выставки Сергей Самойленко: «Концепция этой выставки очень простая -  осветить, как рождался российский видеоарт. Ему не больше 20 лет. Те художники, которые не умели работать карандашом и кистью, взялись сразу же за камеры.  Когда им пришлось осваивать искусство кино, они многие вещи, известные кинематографу,  переоткрывали. В данном проекте авторы сопоставили раннюю эпоху кинематографа с ранней эпохой видеоарта. В подборке представлены работы разных художников бывшего СССР. Мне кажется, смотреть эти фильмы - интересно и поучительно».

Поучительно в самом прямом смысле. Потому что многие произведения видеохудожников - это своеобразные наглядные пособия по истории кино и видеоарту. Ведь многие российские художники видеокамеры делали примерно то же, что и Жорж Мильес, один из родоначальников кино, основоположник художественного кинематографа, который совместил театральную реальность с кинореальностью, который открыл важнейшее средство кинематографической образности - монтаж.

Именно это средство, прежде всего, использовали первые российские последователи «волшебника киноэкрана», подарившего миру фантастику, а кино - спецэффекты. Многие начинающие видеохудожники начинали с того, что брали фильмы Мильеса и с помощью нового монтажа превращали его фильмы о вампирах в фарс. Либо перелицовывали советскую классику, одновременно пародируя и мильесовские ленты и наши киношедеры. Так, знаменитый эпизод «Семнадцати мгновений весны», где Штирлиц встречается с женой в кафе, российские видеохудожники пересняли в жанре ужастика, «загримировав» Тихонова в вампира.

Некоторые пошли дальше и продолжили тему «экранных чудес». Если  у родоначальника художественных фильмов под воздействием волшебной палочки исчезали части тела или тела целиком, то у новосибирских парней с помощью того же инструмента исчезают социальные явления и пороки человеческие - алкоголизм, проституция, наркомания, гомосексуализм. Безусловно, в их видеосоветах «как за 1 секунду ликвидировать нищету» - ирония и даже сарказм. Кульминация комического почти совпадает с развязкой, когда попытка за 1 секунду сделать счастливым все человечество заканчивается …густым дымом. Любительские съемки сегодня выглядят смешно и трогательно, но намеренный уход от операторского профессионализма - это и отличительная черта российского видеоарта и его прием.

У этой выставки есть возрастной ограничитель: 18+.  Запрет связан с некоторыми видеоэпизодами из фильмов, где не показаны откровенные эротические сцены, но ироничная фантазия авторов заставляет вступать в интимные взаимоотношения даже элементы супрематических композиций.

Поскольку видеоарт 90-х отсылает к традициям раннего кино, то и на открытии этот исторический факт был обыгран. Таперами, играющими живую музыку во время демонстрации «фильмы», выступили ее авторы - молодые музыканты Илья Ильдеркин (гитара)  и Дмитрии Резвов (виолончель) из новосибирской группы «Молот».

Сегодня на опыты конца 80-х-начало 90-х кажутся наивными, но без них не было прорыва современного искусств в России.