Она открылась сразу на двух площадках, что не только говорит о масштабах события, но и определяет его задачи: VIII Всероссийская выставка художественного плаката «Россия – между прошлым и будущим» демонстрирует свыше четырех десятков работ и представляет ретроспективу произведений, созданных с 1901 по 2013 годы. Такой подход призван раскрыть становление и развитие жанра плаката, отражающего историю России, начиная с начала ХХ века и заканчивая нашими днями.
Итак: в выставочных залах Союза художников (Кирова, 8 и Пушкинская, 7) экспонируются произведения плакатистов Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Тюмени, Твери, Саранска, Пензы, Иваново, Новокуйбышевска, Шахт, Кургана, Якутска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Костромы. Не обошлось, разумеется, и без вклада хозяев: плакаты воронежских художников также выставлены на обозрение. Приятно, что общему уровню коллекции они соответствуют полностью.
Классика и современность
Честь принять выставку плаката общероссийского размаха выпала столице Черноземья в третий раз. Впервые это случилось еще в советские времена, второе пришествие экспозиции такого рода имело место быть восемь лет назад. Нынешний показ, по оценке специалистов, – самый богатый: в смысле как количества, так и качества экспонатов.
Выставка и впрямь получилась шикарной: информативная, разнообразная, остроумная, изобретательная. Классика плакатного искусства соседствует с работами практически «с пылу, с жару»; картинка, таким образом, «нарисована» емкая и многоплановая.
Рядом с хрестоматийным «Родина-мать – зовет», поднимающим советский народ на борьбу с гитлеровскими захватчиками, висит изображение обкуренного ребенка с горьким комментарием «дети – наше будущее». Плакатные Ленин, Сталин, Горбачев, Ельцин; психологический спектр – от чистой веры в лидера страны до многозначительной иронии по отношении к нему, подпитанной невеселыми зрительскими ассоциациями. Любимые Владимир Высоцкий и Юрий Шевчук, любопытные персоны типа Депардье и Майкла Джексона, афиши культовых фильмов – все это, как поется в советской песне, «наша с тобой биография». Апофеозом – тоже юмор! – «партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», растиражированная до пяти миллионов копий. Плакат, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый издаваемый, – работа художника Бабина, датированная 1975 годом.
Формировалась коллекция в Москве, в течение нескольких месяцев – под руководством председателя выставкома, секретаря ВТОО «Союз художников России», члена-корреспондента Академии художеств Анатолия Якушина. Он прибыл на воронежское открытие лично – равно как и его коллега, народный художник РФ Валерий Полотнов.
– Очень рад видеть на этой выставке много работ молодых художников – рядом с маститыми мастерами, – подчеркнул Валерий Павлович. – Это говорит о том, что наша молодежь не равнодушна к проблемам, возникающим как в обычной жизни, так и на переломе эпох, что она стремится развивать жанр плаката и совершенствовать художественную школу, представители которой так ценятся в нашей стране.
Всему свое время
Роль плаката действительно трудно переоценить – в истории отечественного изобразительного искусства и страны в целом. Явление это – уникальное, хотя достаточно молодое: появился плакат в конце XIX века. Соединив в едином пространстве точное, меткое слово и яркий пластический образ, он молниеносно стал рычагом мощного воздействия на духовную и социальную сферы общества. Превратился в активного участника и, одновременно, летописца бурных и драматичных процессов, менявших «внешность и внутренность» России и всего мира.
Уже первые плакаты в авторстве Василия Серова, Василия Васнецова, Константина Коровина, Леонида Бакста, Александра Архипова заложили традиции жанра, неся рекламную, информационную, нравственную и патриотическую функции. В яростной борьбе идей времен революции и гражданской войны плакат громил и клеймил, агитировал и призывал, убеждал сомневающихся и укреплял силы верующих. Плакатисты той эпохи построили фундамент жанра, выработали близкий и понятный массам язык, снабдив его элементами народной культуры, лубка, сатирической графики, особой системой иносказаний и символов. Самой популярной иллюстрацией «революционного» искусства могут, думается, служить широко известные плакаты Владимира Маяковского.
Далее следует вспомнить Александра Дейнеку и целую плеяду художников времени его творческой активности: эти авторы отразили в плакатах искреннюю веру в возможность создания нового, светлого и справедливого общества, пафос переустройства, ускоренной модернизации страны. А в 20-е – 30-е годы расцвел советский киноплакат, представленный именами Александра Родченко, братьев Стенберг и других мастеров.
Когда жизнь – борьба
Множество известных и неизвестных авторов «воевали» плакатами в «сороковые, роковые». Мужество тыла и героизм фронтов отразились на листе. Плакат прошел боевой путь от Москвы до Берлина на всех его славных этапах: Сталинград, Курская Дуга, Днепровская переправа, Варшава, Будапешт, Прага…
Период позднего сталинизма называют временем очевидной стагнации плакатного искусства. Оно и понятно: один неосторожный штрих, не говоря уж о слове – и пишите письма. В лучшем случае.
Хрущевская «оттепель» и брежневский «застой» заложили новый виток содержательного развития плаката. Первый спутник, первый космонавт, освоение недр Сибири, грандиозные стройки и борьба за ядерное разоружение – темы плакатов тех лет. Художники, пребывавшие под идеологическим прессом неусыпной партийной цензуры, ищут новый, свежий, адекватный времени плакатный язык. Продуктивно переосмысливают опыт предшественников, объединяя его с информацией о современном мировом плакате, которая чудесным образом все-таки проникает сквозь «железный занавес» – казалось бы, не прошибаемый.
На 70-е – 90-е годы приходится расцвет культурно-зрелищного плаката. Театральная и киношная афиша, цирковой и концертный плакат позволили художникам проявить свободу в обозначении их творческих индивидуальностей. Краткосрочным, но чрезвычайно ярким явлением российского изобразительного искусства стал так называемый «плакат перестройки», объявленной Михаилом Горбачевым. Всеобщее желание перемен привело к обновлению и обострению средств плакатной выразительности.
От политики до кухни
После распада СССР социально-политический плакат оказался не востребован государством. Рынок потребовал рекламной продукции, которая незамедлительно расцвела махровым цветом. Плакат, однако, даже потеряв широкую аудиторию, продолжил свое существование – уже как авторское произведение, нацеленное на выставочную деятельность.
Так или иначе, искусствоведы практически единодушны: именно сегодня роль плаката может быть значима, как никогда прежде. Образный язык, используемый этим жанром, способен не только обозначить болевые точки современного мира, сотрясаемого кризисами различной этимологии, но и формировать смысловые ориентиры бытия человека и общества. Социальному плакату «по силам» все аспекты нашей многотрудной действительности: от политики до, условно говоря, кухонных кулуаров. Ведь это – не созерцательного толка искусства: плакат – всегда провокация. Талантливо сделанный, он способен предложить едва ли столько же пищи для размышлений, что и хороший спектакль…
– Хочу пожелать всем нам замечательного опыта таких выставок, которые дают возможность поразмышлять, подумать, увидеть что-то новое, проникнуться историей и задуматься о будущем, – обратилась к аудитории присутствовавшая на открытии выставки руководитель областного департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко. Остается только присоединиться; не думайте, что плакат – это нечто сухое, лобовое, сугубо актуальное. Он не лишен тонкости художественной мысли, неожиданной образности, емкой метафоричности и даже изящества. В конце концов, просто чертовски красив – если характеризовать выставку в целом.