Новости культуры российских регионов
5 ноября 2013
Сибирь

Портрет Кузбасса в пейзаже Сибири

В Омске открылась межрегиональная художественная выставка «Сибирь-ХI».

Такие выставки проводятся раз в пять лет, победители получают право представить свои работы на Всероссийской выставке в Москве, так что событие это очень значимо для художников и участие в нем весьма почетно.

На «Сибири-ХI» было представлено порядка 1300 работ 740 авторов из 13 регионов – от Омска до Бурятии. Кузбасс выглядел внушительно: два отделения Союза художников России – Кемеровское и Новокузнецкое – успешно прошли сито предварительного отбора, в результате чего на выставке можно было увидеть работы 43 кемеровских и 46 новокузнецких авторов.
В рамках выставки состоялись искусствоведческие чтения, в которых приняли участие музейщики, галеристы, философы, историки, меценаты, то есть спектр обсуждаемых вопросов был очень широк. А тема одна: как отображается в сегодняшнем изобразительном искусстве наша жизнь? Что можно и нужно сделать, чтобы потомки могли назвать наше время «золотым веком» сибирского арта?

Впечатления
Рядовой зритель (к примеру, как я) сочтет выставку удавшейся, если найдет там хотя бы одну картину, которая поразит его сердце и разбудит мысль. Для меня такой работой стало полотно Анатолия Погребного из Усть-Илимска «Четыре женщины». Перед нами – четыре фигуры в белых одеяниях, напоминающих нечто средневековое. Приглушенная серо-коричневая гамма. Женщины разных возрастов сидят за столом, и перед каждой – большой камень, обернутый веревками. То ли груз обязанностей, то ли бремя прожитого опыта. Отношение к этому грузу у каждой разное: кто-то смиренно придвинул камень к себе, кто-то неприязненно и отстраненно взирает на него… На заднем фоне мы видим маятники без часов, разделяющие этих женщин. Чувствуется, что в каждой детали картины зашифрованы важные символы, но собственная культурная неподготовленность не всегда дает возможность считать их. А сделать это хочется мучительно! Потому что, кроме богатого интеллектуального наполнения, в полотне есть некая завораживающая тайна, не отпускающая долго-долго.
Совсем иные женские портреты представила молодая (30 лет) художница из Читы Нина Елина. На ее акварелях – вполне возрастные бабеночки, не растерявшие радость жизни, несмотря ни на что. Юмористическая серия, куда вошли «Еще ничё!», «Море» и «Софа», рисует нам жовиальных толстух в последнем приступе бабьего лета. Но взгляд автора при всей его цепкости так нежен, так любовен и понятлив, что у этого стенда не иссякали толпы зрителей, жаждущих запечатлеть акварели на мобильник.

Мысли
Любопытную особенность «Сибири-ХI» подметил искусствовед из Омска, организатор чтений Владимир Чирков: впервые за многие годы на первый план выходит портрет. Статистически он заметно потеснил даже такой популярный жанр, как пейзаж, не говоря про все остальные. 150 портретов представлено на выставке (пейзажей – всего около 70), жанровых картин – единицы. По мнению Чиркова, интересно и то обстоятельство, что художники сегодня уходят от деконструкции образа человека — черты, общей для портретистов 1990-х. Портреты выполнены преимущественно в реалистической манере, хотя сегодняшнему реализму, падкому на броские детали, характерные жесты героя, не всегда хватает психологической тонкости и глубины.
В этом смысле характерны работы кемеровских художников Евгения Щербинина «Портрет конюха» и Василия Коробейникова «Два Василия Николаевича – дед и внук», а также бывших кемеровчан, а ныне томичей Николая и Татьяны Коробейниковых «Город Томск» и «Подсолнухи».
Доктор философских наук, профессор Михаил Шишин из Барнаула внятно заявил, чего ему не хватило на этой выставке: больших жанровых полотен, разнообразия графики (практически сошли на нет офорты и линогравюры). Последнее понятно: ушло из употребления, сгнило или растащено по кускам сложное производственное оборудование. Но, может, имеет смысл возродить в Сибири художественные мастерские в форме «творческих дач»? Собранное на одной базе оборудование могло бы не только стимулировать работу художников, но и стать своеобразной «точкой экономического роста».
Говорил Шишин и о том, что авторы полотен, рисунков и скульптуры должны сегодня ориентироваться на подготовленного, насмотренного, «профессионального зрителя». Оказывается, адресация арт-творцов не к специалистам и не к профанам, а к некоему «среднеарифметическому» из этих крайностей – веяние времени.
Искусствоведы, выступающие на чтениях, предложили целый арсенал разнообразных методик анализа арт-произведений. Порой весьма экстравагантных. Например, Евгений Груздов предлагает взять за оси координат такие понятия, как «открытие» или «изобретение», а также направленность взгляда художника – в прошлое, настоящее или будущее.
С большим интересом выслушали собравшиеся доклад искусствоведа Кемеровского музея изобразительных искусств Марины Чертогой. Она рассказала о своем проекте «Созвездие регионов», который длится уже восемь лет. За эти годы кемеровчане познакомились с творчеством 19 (!) лучших художников из сопредельных регионов. (Кстати, узнавать их работы на выставке было весьма любопытно. Вдруг осозналось: благодаря «Созвездию…» мы, оказывается, неплохо ориентируемся в арт-процессе Сибири). А наш музей прирос благодаря дарам этих мэтров на сотню работ (лучших, подчеркну, на выбор музея). Художники же наши – увы, зачастую «невыездные» за пределы Кузбасса – получили стимулирующее влияние коллег.

Поступки
Особого внимания арт-сообщества удостоились выступления галеристов – тех, кто умудряется в наше время, якобы «мало-заинтересованное-в-искусстве», делать на нем неплохой бизнес. В Красноярске галерея Романовых имеет 18-миллионный оборот в год. В Иркутске галерея «Диас» активизировала арт-рынок настолько, что помогает художникам стипендиями. В Барнауле благодаря меценату Сергею Хачатуряну построена грандиозная (пять этажей) галерея «Кармин», чей фонд насчитывает более тысячи работ. Обидно, что Кузбассу в этом плане абсолютно нечем похвалиться.
Впрочем, принятое на выставке «Сибирь-ХI» решение, вполне возможно, в корне изменит ситуацию. Следующую межрегиональную художественную выставку «Сибирь-ХII», запланированную на 2018 год, решено проводить в Новокузнецке. Это будет особый год для города – год 400-летнего юбилея. Это будет особым фактором в истории подобных выставок: впервые она пройдет не в областном центре. (К слову сказать, Кузбасс принимал зональную художественную выставку только раз – в 1985 году в Кемерове). Поэтому у кузбасского арт-сообщества есть все данные для того, чтобы заявить о себе во всесибирском масштабе.