Новости культуры российских регионов
31 октября 2013
Центр

В один прием

Художественный музей им. И.Н. Крамского показывает живопись Ксении Таракановой.

По 17 ноября включительно воронежским ценителям изобразительного искусства   предлагается знакомство (или очередная встреча) с произведениями   Ксении Таракановой.  «VIVE  LA VIE» (что с французского переводится как «Да здравствует жизнь») – уже тринадцатая  по счету персональная выставка художницы, развернутая выставочном зале музея имени Крамского.

Портреты, натюрморты, пейзажи – почти все исключительно в «горячей», брызжущей декоративной яркостью  палитре. Лично я больше люблю другое искусство – накаленное, глуховатое, с вариативным психологическим подтекстом. Но то, что благодарных  зрителей на выставке Ксении Таракановой будет предостаточно, не сомневаюсь: на контрасте с текущей осенней серостью ее картины «горят» особенно жарко. И, значит, притягательно.

На новом этапе

Ксения Тараканова родилась в Воронеже. Здесь же училась в детской художественной школе, позже –  в художественном училище, по окончании которого поступила во ВГИК им. С.А. Герасимова. Был у профессиональной художницы и кинематографический опыт: в  качестве ассистента художника-постановщика работала на съёмках фильма «Алексей Кольцов», который снимал на воронежской земле режиссер  Василий Панин.

Важную роль в творческой биографии Таракановой сыграло участие в  международном аукционе произведений  молодых художников «Sothebys» (Тель-Авив, Израиль). Потом были многочисленные поездки: Индия, Франция, Греция. Отовсюду Ксения привозила новые работы.

Организаторы выставки уверяют: произведения воронежского автора  чаще  можно видеть на московских или зарубежных площадках, чем  в родном городе. Помимо  декоративности и цветовой яркости, ее живопись отличает  фактурность. Любит также Ксения писать сериями – еще со времен ученичества.

Пишет Тараканова с натуры, в один прием – методом alla prima. Этим обстоятельством объясняется и редкая плодовитость: художница подсчитала, что примерно за десять  лет работы создала более семисот  картин.  Свыше ста пятьдесят из них представлено на выставке в Крамского –  в том числе, из серий «Москва», «Цветоотражение», «Индия – две  реальности».

Сейчас, по признанию Ксении,  завершается определенный этап творчества:  прежде любимые цветочные натюрморты все реже появляются в новых работах. Мне кажется – это к лучшему.

Положительная динамика

Выступавшие на открытии выставки отмечали: Тараканова не то, что «пишет жизнь» – она вдохновляется ею. А профессор Бронислав Табачников попросил собравшийся народ обратить внимание на то, какой человек  Ксения.

– Если подобрать одно слово, то это будет – «неуемный», – считает Бронислав Яковлевич. – Человек, который вечно в движении. И я подумал, что следующую выставку мы так и назовем – «Ксения Тараканова – перпетуум-мобиле».

Далее – уже без шуток – прозвучало, что автор «жизнеутверждающего вернисажа» еще на выходе из института состоялся «как яркий мастер очень своеобразного жанра». Вспомнив Матисса, оратор назвал Тараканову «королевой цвета».

– Посмотрите, – обратился он к зрителям, – как экспрессивны ее работы, сколько в них эмоциональности, радости бытия. Ощущения того, что ты живешь не этой земле для того, чтобы дарить радость людям. Гражданская позиция Ксении – обращение к самым широким слоям зрителей, и это необычайно важно.

Насчет позиции не поспоришь: художница и впрямь открыта  всему миру. На мой, опять-таки, вкус – даже с избытком: должна быть в женщине какая-то загадка. В творческой – в первую очередь.

Отчасти такая загадка зашифрована разве что в работах французского цикла: они (что особенно заметно при просмотре всей серии, а не разрозненных ее составляющих) уходят от поверхности в глубину, излучают некий поэтичный флер. Если это обретение датировано последним временем – с динамикой творческого развития Ксении Таракановой все понятно. Она – явно положительная.