По 17 ноября включительно воронежским ценителям изобразительного искусства предлагается знакомство (или очередная встреча) с произведениями Ксении Таракановой. «VIVE LA VIE» (что с французского переводится как «Да здравствует жизнь») – уже тринадцатая по счету персональная выставка художницы, развернутая выставочном зале музея имени Крамского.
Портреты, натюрморты, пейзажи – почти все исключительно в «горячей», брызжущей декоративной яркостью палитре. Лично я больше люблю другое искусство – накаленное, глуховатое, с вариативным психологическим подтекстом. Но то, что благодарных зрителей на выставке Ксении Таракановой будет предостаточно, не сомневаюсь: на контрасте с текущей осенней серостью ее картины «горят» особенно жарко. И, значит, притягательно.
На новом этапе
Ксения Тараканова родилась в Воронеже. Здесь же училась в детской художественной школе, позже – в художественном училище, по окончании которого поступила во ВГИК им. С.А. Герасимова. Был у профессиональной художницы и кинематографический опыт: в качестве ассистента художника-постановщика работала на съёмках фильма «Алексей Кольцов», который снимал на воронежской земле режиссер Василий Панин.
Важную роль в творческой биографии Таракановой сыграло участие в международном аукционе произведений молодых художников «Sothebys» (Тель-Авив, Израиль). Потом были многочисленные поездки: Индия, Франция, Греция. Отовсюду Ксения привозила новые работы.
Организаторы выставки уверяют: произведения воронежского автора чаще можно видеть на московских или зарубежных площадках, чем в родном городе. Помимо декоративности и цветовой яркости, ее живопись отличает фактурность. Любит также Ксения писать сериями – еще со времен ученичества.
Пишет Тараканова с натуры, в один прием – методом alla prima. Этим обстоятельством объясняется и редкая плодовитость: художница подсчитала, что примерно за десять лет работы создала более семисот картин. Свыше ста пятьдесят из них представлено на выставке в Крамского – в том числе, из серий «Москва», «Цветоотражение», «Индия – две реальности».
Сейчас, по признанию Ксении, завершается определенный этап творчества: прежде любимые цветочные натюрморты все реже появляются в новых работах. Мне кажется – это к лучшему.
Положительная динамика
Выступавшие на открытии выставки отмечали: Тараканова не то, что «пишет жизнь» – она вдохновляется ею. А профессор Бронислав Табачников попросил собравшийся народ обратить внимание на то, какой человек Ксения.
– Если подобрать одно слово, то это будет – «неуемный», – считает Бронислав Яковлевич. – Человек, который вечно в движении. И я подумал, что следующую выставку мы так и назовем – «Ксения Тараканова – перпетуум-мобиле».
Далее – уже без шуток – прозвучало, что автор «жизнеутверждающего вернисажа» еще на выходе из института состоялся «как яркий мастер очень своеобразного жанра». Вспомнив Матисса, оратор назвал Тараканову «королевой цвета».
– Посмотрите, – обратился он к зрителям, – как экспрессивны ее работы, сколько в них эмоциональности, радости бытия. Ощущения того, что ты живешь не этой земле для того, чтобы дарить радость людям. Гражданская позиция Ксении – обращение к самым широким слоям зрителей, и это необычайно важно.
Насчет позиции не поспоришь: художница и впрямь открыта всему миру. На мой, опять-таки, вкус – даже с избытком: должна быть в женщине какая-то загадка. В творческой – в первую очередь.
Отчасти такая загадка зашифрована разве что в работах французского цикла: они (что особенно заметно при просмотре всей серии, а не разрозненных ее составляющих) уходят от поверхности в глубину, излучают некий поэтичный флер. Если это обретение датировано последним временем – с динамикой творческого развития Ксении Таракановой все понятно. Она – явно положительная.