Директор музея Наталья Вавилова назвала этот день праздником для всего коллектива. Во-первых, это первое чисто музейное издание, которое он осуществил на свои средства (при поддержке Министерства культуры РК). Во-вторых, книга результат научной работы музейного работника, что тоже случается у нас не часто. И в третьих, презентацию книги приурочили к дню рождения музея.
Она подкупает прекрасным языком, ярким, выразительным, и это при удивительной лаконичности и сдержанности. Множество фактов, о которых мало кто знает и о которых вряд ли еще где-то прочтешь. А главное – отношение автора к тем, о ком она пишет. Его можно назвать уважением с оттенком преклонения перед мастерами. И это тем более ценно, что писал искусствовед.
Серафима Константиновна работала в Музее изобразительных искусств с момента его создания, во многом благодаря ей в музее появилась отличная коллекция работ карельских художников второй половины ХХ века. Она находила их не только на выставках, в художественных салонах, но и в мастерских художников, с первых шагов отслеживая процесс работы мастеров над тем или иным произведением.
По какому принципу она отбирала героев своей книги? Ну уж точно не по степени популярности и признания. Главную роль здесь играл, конечно, талант, который она умела угадывать. Очень интересен принцип подачи материалов. Первый раздел называется «Взгляните на портрет…». Автор выбирает одну из работ художника и рассказывает не только о человеке, изображенном на полотне, но и о духовных, эмоциональных связях между художником и его моделью, побудивших мастера написать портрет именно этого человека. Создавая тем самым портрет самого художника. Может быть, не портрет, а этюд, набросок.
Очень личной делают книгу С.К. Поляковой и в большом количестве присутствующие в ней мелочи, штрихи, бытовые зарисовки. Например, рассказ о знаменитом старом шкафе Алисы Ивановны Порет, из-за которого художница доставала свои работы, показывая заслужившим ее доверие гостям. Или воспоминания о поездке к ленинградскому художнику Алексею Еремину, коренному заонежанину, чтобы приобрести одну из его работ для музея.
Книга долго и трудно шла к читателю: якобы, нет в республике денег на ее издание. И тогда Музей изобразительных искусств и его директор взяли это дело в свои руки. И вот первое издание вышло в свет. Обычно предельно сдержанная и скромная Серафима Константиновна была в этот раз непривычно взволнована и буквально лучилась от счастья (знаю, что были периоды, когда уже теряла надежду увидеть свою работу напечатанной). И ее чувства передавались всем, кто пришел на презентацию. После завершения ее никто не расходился сразу: к автору потянулись с книгами для автографов. Тираж книги мизерный – 500 экземпляров, но музей нашел возможность, передать ее в республиканские и городские библиотеки.