Новости культуры российских регионов
9 октября 2013
Северо-Запад

Роман на одну ночь

Театр драмы РК «Творческая мастерская» показал премьеру – спектакль «Двое в большом городе» по мотивам пьесы Татьяны Москвиной «Па-де-де».

Автор спектакля петербургский режиссер Борис Цейтлин выбрал из трех новелл пьесы две – «Развод по-петербуржски» (история осенняя)  и «Не делайте бисквиты в плохом настроении» (история весенняя), да и пьесу назвал «Двое в большом городе».

Па-де-де, как известно, танец для двоих. Дуэты в спектакле есть – блестящие актерские дуэты: Натальи Мирошник и Дмитрия Максимова, Дмитрия Максимова и Виктории Федоровой. Актеры играют ярко, порой на грани гротеска, несмотря на то что новеллы – обычные бытовые зарисовки, кусочки, взятые  из нашей повседневной жизни. Героини спектакля «Двое в большом городе» из клана героинь шоу «Пусть говорят». Выпускница Института культуры Люся Варухина (Наталья Мирошник), у которой сегодня на шее дочь, муж-бездельник, выжившая из ума мамаша и дом культуры «Светлячок», где она реализует себя как творческая личность. Мало чем отличается от нее Регина Морская (Виктория Федорова), она же Женя Капустина,  графоманка-поэтесса, ставшая тем не менее победителем какого-то конкурса, бесталанная актриса, нашедшая применение своим способностям всего лишь в каком-то баре. От Люси ее отличает отсутствие мужа, дочери и мамы.

Актрисы не обличают своих героинь, не сочувствуют им, не призывая и нас к этому, они их просто играют. Играют талантливо. А вот герои их кратких, всего на одну ночь,  романов разные – не нашедший себя музыкант Саша Лямчик и кондитер-романтик из провинции Мистер Икс, приехавший в Петербург на  профессиональный конкурс и выигравший его в номинации «Бисквиты». Обоих играет Дмитрий Максимов, создавая два совершенно разных образа. Хотя, по сути,  он играет одного героя – случайно встреченного обеими женщинами чужого им человека, которому они плачутся в жилетку после  бутылки водки (или коньяка), распитой на двоих. А расставшись с ним, сразу же забывают. Какое уж тут па-де-де…

О чем спектакль? О любви? Там нет и намека на нее, и даже проведенная в одной постели ночь  – отнюдь не свидетельствует о ней. Об одиночестве? Но одиночество появляется тогда, когда есть на свете человек, который любит тебя или которого любишь ты. Только живет он  где-то на этом на свете, а не рядом с тобой. О ностальгии по прошлому – а действие пьесы происходит в лихие 90-е годы, когда многие из нас были молоды, красивы и талантливы? Только они вряд ли, ностальгируя о прошлом, попытаются изменить свою жизнь сейчас. Да и действительно, если Жене Капустиной (она же Регина Морская) представится возможность издать книгу своих стихотворений, вряд ли она напишет что-то талантливое, а Люся Варухина так и останется в  своем «Светлячке», распевая песни комсомольской юности. Просто потому, что побоится высунуться из своей норки, пусть даже неуютной и холодной, в большой мир искусства.

Режиссер-постановщик Борис Цейтлин выбрал удачную форму спектакля – съемки сериалов, так популярных и любимых сегодня миллионами россиян, в первую очередь женщин. Жизнь героев остается в других сериях, а здесь словно выхваченные фотовспышкой несколько моментов их жизни: случайных, не сыгравших в их судьбе даже маленькой роли. Потому что Люся  Варухина, наскоро распрощавшись со старым другом после проведенной вместе ночи, убегает в свой дом культуры, откуда вернется к опостылевшему мужу, воспитанию дочери и уходу за капризной мамашей – в следующих сериях. А Регина Морская настолько бесталанна, что не могла до конца сыграть драматическую сцену самоубийства, превратив ее в фарс с завещанием своей подруге не только браслета, но и накладных ресниц. Испеченный ее случайным знакомым  кондитером бисквит сделает ее, правда, счастливый – на несколько минут, пока она его ест.  А дальше… Тот же бар, новый знакомый и очередная сцена самоубийства. Спектакль одного актера для единственного зрителя.

Так о чем все-таки спектакль? Наверное, о нас. О нашей жизни. В Европе после  Первой мировой войны появилось потерянное поколение. Мы не потерянное – мы не нашедшее себя поколение. Которое ждет, пока его найдут.  Но спектакль получился не грустный, а тем более не трагичный, скорее смешной.  И зрители несколько раз вызывали актеров на поклоны.