Новости культуры российских регионов
13 сентября 2013
Центр

Питер в валенках

В галерее «Х.Л.А.М.» открылась персональная выставка Александра Флоренского.

Художник, аниматор, издатель, один из организаторов известной питерской группы «Митьки», просуществовавшей целых двадцать лет – это все он, петербуржец Александр Флоренский. Директор воронежской галереи современного искусства «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов назвал его выставку, открывшуюся в рамках фестиваля «Чернозем», вторым пришествием в Воронеж. Первое датируется   2008 годом: тогда Флоренский показался нам и как автор, и как коллекционер произведений искусства современных художников России и Грузии.

А сегодня в «Х.Л.А.Ме» – «Петербургская Азбука». Пейзажные зарисовки топонимов родного Флоренскому  города – на все буквы русского алфавита. Хотя насчет зарисовок – мелковато сказано: создатель азбуки не только рисунки придумал, но и – креативные  сопроводиловки оных. Пользуясь этим творчеством, можно полюбить Питер, ни разу в нем не побывав…

Всадник на «ы»

Если вам небезынтересны сведения о достопримечательностях второй российской столицы, а по энциклопедиям-википедиям «шариться» лень – обратитесь к справочному материалу, предлагаемому Александром Флоренским. Посмотрите его азбучную интерпретацию, скажем, буквы «Ф» – и узнаете, что название  реки Фонтанка  «связано с устройством фонтанов Летнего сада». А длина этого знакового объекта  составляет 6,7 километров. При ширине до 70 метров и максимальной глубине в 3,5 метра. Не удивительно при всем том, что водная  артерия соседствует в азбуке с живой ценностью города Питера – самим художником. Он ведь тоже на «Ф» начинается…

Фундаментализм – в «прорисовке» каждой буквы, вплоть до указания архитекторов, проектировавших увековеченные Александром здания и сооружения. Об остроумии уж молчу: пришло же в голову обозначить букву «Ы» при помощи Медного Всадника, у которого она внутри!..

Впрочем, удивительного тут мало: рука у нашего гостя набита, принцип создания необычного «учебника»  отработан. «Петербургской азбуке» предшествовали портреты двух других городов –  Иерусалима и Тбилиси. Флоренский рассказал, что благодатную идею подбросил ему иерусалимский поэт Михаил Король. Непосредственно на земле обетованной, где первая «книжка» и родилась. Следом  Александр сочинил и издал «Тбилисскую азбуку», после чего стало ясно: дело должно оформиться в триптих. Отсюда и  петербургское  «издание», которое  – даст Бог, не последнее. Во всяком случае, здешний товарищ Флоренского, художник Сергей Горшков, лелеет небеспочвенные надежды на то, что продолжением  серии станет «Воронежская Азбука».

Плохого не посоветует

– Я много раз говорил об этом своем желании Саше. И  попросил для нашей выставки конкретно одну из его азбук – чтобы зрители увидели воочию, что это такое, – говорит Сергей. – Так что у выставки – две задачи: с одной стороны – показать искусство Флоренского, с другой – добиться того, чтобы  появилась, в конце концов, в его исполнении азбука, посвященная Воронежу. Потому что он не просто путеводитель по городу делает, но – очень глубокий его образ. С погружением в такие уголки, куда иной не догадается заглянуть… Саша Флоренский – во-первых, человек необычайно тонкий, во-вторых – это художник-ученый. Мне он именно ученого напоминает – конца  19 века из какого-нибудь романа Жюля Верна. С посохом, с карандашами в кармане и  блокнотом в руках. Ходит туда-сюда – и все интересное изучает. Если надо – возьмет увеличительное стекло. Или ногтем будет отскребать краску с объекта, чтобы посмотреть, что под ней находится… В его природе – пытаться  докопаться до первоисточника, до истины.

– Было дело, вы вместе с Флоренским работали на воронежском пленэре. Памятная выставка постфактум – по итогам – получилась…

– Да, и тогда точно так же он себя вел. Идем по городу – я не успеваю отвечать на вопросы, кем и когда построено то, что возникает на нашем пути. Где-то Саша видит перестроенный классицизм, где-то – барокко без крыши… И самое невероятное, что все, о чем выспрашивает, он запоминает! Энциклопедия ходячая! Поэтому – такой эффект: когда  прочитаешь последнюю букву его «Петербургской азбуки», «Я» – ловишь себя на ощущении, что хорошо узнал этот город. И когда в следующий раз там окажешься  –  надо посетить именно места, выбранные Флоренским. И посмотреть на них его глазами. Потому что он плохого не посоветует.

– При том, что и от общепризнанных, скажем  так, питерских святынь не уведет…

– Да, но в отличие от официальных выкрашенных-выбеленных фасадов, его Петербург – настоящий. Милый, уютный, красивый. А где-то – ужасный; он – всякий! Современный город, одним словом. А достопримечательности из обычного путеводителя с вытоптанными  поблизости ногами туристов ложбинами – не Питер Александра Флоренского. Его Петербург – другой. Тот, в котором живут коренные питерцы. Для них, очевидно,  иные места и  объекты являются святынями. Но и те, которые общеизвестны, в путеводителе Саши есть – только видимые под другим углом, с другой точки зрения. И – с другим отношением. 

Будет книга

Как говорил товарищ Сухов – «эт точно!». Даже ленивый и нелюбопытный знает о существовании в Питере, скажем,  Смоленского  кладбища, иллюстрирующего у Флоренского букву «С». Но доброе, светлое творчество этого человека  ни за что не оставит вас с негативом один на один, не повергнет в пучину чего-то мрачного и угнетающего. Поэтому на равных правах с кладбищем на листке-посвящении «С» – еще несколько питерских артефактов, как то:   «с»нег, «с»обака на снегу, река «С»моленка.  И – крепитесь, краеведы  – близстоящий «с»ортир. А уж с Достоевским сколько славных сюжетов:  Петербург  Федора  Михайловича Флоренскому определенно близок…

– Сегодняшнюю  выставку действительно можно воспринимать, как тренировку перед «Воронежской Азбукой», – высказывает мнение Алексей Горбунов. – Не исключено, что половину этой работы Флоренский уже сделал – на том, пятилетней давности, пленэре.  В помощь ему я начал было делать шпаргалку с перечислением воронежских объектов: написал алфавит, начал «расшифровывать» буквы. Скажем, Каменный мост можно использовать как иллюстрацию к «Ы», Вогресс – к «С». Но этого, конечно, недостаточно. Потому что ведь книга будет написана. Именно книга, которую надо читать. Я «Петербургскую Азбуку» два раза прочитал – и не запомнил.

– Да запомнить  не так просто –  содержание и изложение, при всей  демократичности, не попсовое. Зато ощущение стойкое остается. Чего-то теплого, веселого и родного.

– Да. Эта книга наполнена удивительными существами: мне кажется, что все они – в валенках. Воробьи, люди, собаки, кошки. Даже чайка – и та в валенках. И у всех этих обутых в валенки существ – добрые мордочки. Поэтому как бы Флоренский не открещивался от «митьков», о которых он сейчас предпочитает не вспоминать по каким-то причинам  – ничего у него, думаю, не получится.  Эстетика, дух «митьковский» то и дело проступают в работах… Что же касается местной помощи в работе над «Воронежской энциклопедией» – сначала я склонялся к тому, чтобы попросить ее у краеведов. Даже прикинул, у кого именно. Но, возможно, художнику эта помощь вообще не понадобится: детали, на которые обращает внимание Флоренский,  никому, кроме него не открываются. И его присутствие в нашей галерее очень, конечно, приятно…