Новости культуры российских регионов
6 сентября 2013
Поволжье

В Музее модерна прошел «идеальный» фестиваль общения и творчества

В Самаре завершился Фестиваль идей.

Без преувеличения, это был самый масштабный из уютных музейных праздников на нашей памяти. Ведь ради него почти целую неделю в Музей модерна каждый день приходили сотни зрителей самого разного возраста.

Шумный успех

Каждый вечер с шести часов к музею собирались люди. Причем каждый раз количество зрителей на площадке музея только прибавлялось. То, что особняк Курлиной спустя столетие снова становится местом приятных встреч и светского общения, было ясно уже после Ночи музеев, когда у ворот собирались очереди из желающих туда попасть. Этот успех закрепили экскурсии по городу, организованные музеем, лекции и кино-музыкальная программа, когда в зале яблоку негде упасть. Очевидно, что город ждал этого музея, и те услуги, которые он дает горожанам, не просто имеют успех, а вызывают настоящий ажиотаж.

История повторилась с Фестивалем идей, который придумали Михаил Савченко и команда «Музея идей»: художники Владимир Логутов и Андрей Сяйлев. Каждый день фестиваля собирал все больше зрителей, привлеченных и яркой рекламой, и веселым шумом за музейной оградой, и просто «сарафанным радио». Зайдя в музей случайно, люди оставались до самого закрытия, а уж у устроителей было чем задержать их внимание. Залог успеха фестиваля был в его свободном формате, который предполагал совмещение самых разных форм обмена идеями и творческим зарядом.

Например, арт-группа «ЗИП» из Краснодара рассказала об опыте «самоорганизации молодых художников» и установила во дворе особняка «Плот», в котором было все, чтобы рождать идеи: диван, компьютер, библиотека и мегафон, чтобы родившееся транслировать окружающим. Художник из Екатеринбурга Владимир Селезнев, кроме презентации своего проекта «Станиславский – Склифосовский», рассказывал об уральском искусстве, а его земляки, арт-группа «Куда бегут собаки», представили свои «Антивиртуальные шлемы», буквально меняющие взгляд зрителя на мир с помощью системы зеркал и линз. Московское объединение «Ели Кука» занималось «Пропагандой фотографирования», выставив забавные интерактивные объекты, с которыми можно было фотографироваться. Кроме шуток, они таким образом привлекали и зрителей к созданию образов, «причащали» их к творчеству.

Каждый день заканчивался концертами самарских групп и один раз – хора. Выступали джазовый коллектив Well Well Well, инди-поп Polly Wants, гостел Roundelay и другие. В последний день фестиваля провела свой первый концерт ALBERTO says PASSION - новая группа Павла Тетерина, бывшего солиста популярнейшей Bajinda.

 

Серьезное дело

То, что в арт-программе фестиваля были представлены сплошные «группы», тоже символично: фестиваль научил тому, что в одиночку ничего не сделаешь, и для любого предприятия нужна консолидация, нужно сообщество.

Кроме оживленных выставок, в кинозале музея проводились мастер-классы и лекции. Например, замдиректора Художественного музея Константин Зацепин предложил слушателям «Критерии оценки современного искусства» - объемное и последовательное знакомство с творчеством лучших художников современности. Валерий Бондаренко, известный своей интеллектуальной артистичностью, прочел лекции о модерне и лености. Свои воркшопы и мастер-классы провели дизайнер Александр Воронков, художник Сергей Баландин и фотограф Ксения Куранова, причем аудиторию они собирали самую разношерстную: от старшеклассников до пенсионеров. А на улице в это время проходили авторские мастерские для всей семьи по вышиванию, скручиванию фигур из надувных шаров, рисованию в стиле модерн, декупажу и еще тысяче вещей. Молодежный театр Light показал уличный спектакль, а его руководитель Михаил Ушаков – перформанс. Очередной сеанс своего проекта «Принуждение к интерпретации» провел культуртрегер Илья Саморуков, заставляющий самарцев говорить об искусстве. А из петербургского Музея Ахматовой привезли детскую выставку «Секреты в шкафах», цель которой – через красочные образы и игровые пространства, оборудованные в уютных шкафах, популяризировать чтение.

Споры о том, чему служат музеи в Самаре, начались примерно года три назад, после служебных пертурбаций в Литературном музее, круглых столов в Художественном музее и галерее «Новое пространство». И с тех пор стало ясно одно: что в Самаре бок о бок работают два типа людей, которые хотят, чтобы музеи служили людям, и которые хотят, чтобы люди служили музеям. Музей модерна не устроил фестиваля модерна или фестиваля реинкарнации и спиритизма, хотя мог бы, поскольку это относится к изучаемому им периоду. Он не стал заниматься спецификацией и загонять своих партнеров и зрителей в рамки этой спецификации, но смог организовать большой и интересный фестиваль, на котором люди проводили по четыре часа в день именно потому, что им нравилось представленное там многообразие форм культуры.

 

Михаил Савченко, заведующий Музеем модерна:

- Можно утверждать, что «Фестиваль идей» удался. Люди проголосовали за него, как говорится, ногами. Мы привлекли очень интересные проекты из других регионов и выступили, по сути, не только от лица музея, но и от всей Самары. Мне кажется, мы смогли достигнуть хорошего баланса между развлечением и делом, я имею в виду образовательную часть – лекции, презентации и пр. Мы не питаем иллюзий, что все наши посетители уйдут творческими людьми, идеи так быстро не рождаются, но верим, что заронили какие-нибудь из наших идей, и в следующем году зрители придут к нам уже со своими. Мы задумываем следующий фестиваль масштабнее, чем в этом году, и хотим, чтобы он вышел за пределы музея.

 

Владимир Селезнев, художник:

- У нас в Екатеринбурге центр современного искуства этим летом тоже устроил коллаборации, результатом которых стали различные ивенты: мастер-классы с детьми, 3-D рисунки на асфальте и музыкальные концерты, и книжная ярмарка. «Фестиваль идей» – другой. Мне очень понравилась здешняя высокая концентрация событий и разнообразие программы. Это безупречный городской праздник, на котором приятно находиться. Особенно радует Музей модерна. Я уже несколько раз бывал в Самаре на протяжении нескольких лет, но в первый раз увидел его функционирующим. Хотя в нем нет как таковой самостоятельной экспозиции, это не отвлекает от самого здания. Оно и есть экспонат.