Новости культуры российских регионов
6 сентября 2013
Поволжье

Андрей Климов: «Мы придумываем в «Чайке» свой собственный мир»

Новый сезон в Тольяттинском драматическом театре имени Г.Б. Дроздова откроется 19 сентября спектаклем по чеховской «Чайке».

Художником по костюмам и сценографом спектакля стал известный столичный театральный мастер Андрей Климов. Он приезжал в Тольятти для подготовки к премьере.

 

«Хочу, чтобы в спектакле все было точно»

- С какими сложностями вам пришлось столкнуться в процессе подготовки к премьере?

- Мы запускаем спектакль в довольно сжатые сроки. На техническом совете, который недавно прошел в театре, мы обсуждали нюансы оформления «Чайки». Их множество.

Вообще, подготовка к спектаклю – непростой производственный процесс, в нем принимает участие огромное количество людей – костюмеров, швей, обувщиков, тех, которые делают головные уборы. Каждая деталь оформления спектакля вызывает вопросы. Я хочу, чтобы в спектакле «Чайка» все было точно, вплоть до запонок.

Вспомним атмосферу пьесы – лето, усадьба, уютный милый мир. И вещи, которые зритель увидит на сцене, должны передавать эту атмосферу. Он не увидит роскоши, да она и не нужна – ведь Чехов писал в своей пьесе не об аристократах, а о мещанах. Но театр купил очень хорошие ткани, из которых будут шиться костюмы. На этом мы решили не экономить. Для меня очень важно, что костюмы будут сшиты не из немнущейся синтетики – они будут живыми, мягкими. В одной из фирм мы заказали настоящий венский диванчик, который сделан по лекалам девятнадцатого века. Сложность, правда, в том, что не все, что мы хотим, легко достать - с учетом небольших сроков постановки спектакля.

- «Чайка» - одна из самых популярных пьес в мировом репертуаре. Чем будет отличаться ваш спектакль?

- Действительно, чеховскую «Чайку» ставят много и по-разному. Этот спектакль будет решен не в том традиционном виде, к которому привыкли многие зрители. В то же время здесь не будет новаций, шокирующих публику.

Мы придумываем в спектакле свой мир. Он чем-то близок миру французского кино пятидесятых годов, когда творили Марсель Карне, Рене Клер, Жан Ренуар. В этих фильмах очень интересный визуальный ряд, он связан с диоровской модой. Сейчас эти костюмы, которые были созданы пятьдесят лет спустя после того, как была написана «Чайка», стали историей. Да, они не иллюстрируют чеховскую эпоху. Но наши современники вообще очень плохо представляют себе детали того быта. Когда я смотрю, например, чеховские экранизации семидесятых годов, где играют мои любимые артисты, я вижу там чудовищные ошибки в костюмах. Я уже не говорю о современных фильмах, где этих ошибок еще больше. Зрители, воспитанные на клише, порою думают, что все чеховские героини ходят с кружевными зонтиками. Но это же не так. Я думаю, что у нас, создателей спектакля, есть право на своего Чехова.

 

«Мы не будем делать «нокаутов» для глаз»

- Для вас важна цветовая гамма?

- Очень. В предыдущем спектакле, который я делал для театра «Колесо» - это был «Стакан воды», - цветовая гамма была яркая, праздничная, напоминающая цыганскую свадьбу. В «Чайке» мы не будем делать «нокаутов» для глаз – цвета будут монохромными, все будет очень сдержанно. Сейчас мы спорим с режиссером спектакля Кареном Нерсисяном по поводу белого цвета в спектакле. Мне бы хотелось, чтобы его было больше. Но будем пробовать разные варианты.

- Я думаю, для вас как театрального художника важно умение актера носить костюмы…

- К сожалению, это умение повсеместно утрачивается, и я горюю по этому поводу. Раньше этому уделялось большее внимание. Было даже понятие – костюмный актер. Так, как носил фрак мхатовский артист Анатолий Кторов, никто его не носил и сейчас не носит.

Сегодня другой ритм жизни. В детстве я долго зашнуровывал ботинки. Сейчас люди быстро суют ноги в кеды на липучках и куда-то бегут. Женщины для удобства ходят в брюках. Нам незачем прямо держать спину, потому что мы все время сидим в машинах или на сиденьях автобусов или метро. Утеряна культура ношения одежды. А ведь это была целая история – как дамы зашнуровывались в корсет.

В нашем спектакле больших сложностей с этим нет. Ведь мы не хотим показывать высшее общество, Чехов писал о другом. Но я с радостью увидел, что тольяттинская актриса Ольга Самарцева, которая играет у нас Аркадину, умеет «подать» костюм, умеет ходить на каблуках, чувствуется, что она занималась танцами. И это очень помогает созданию образа.

Но в целом в России сложилась не очень утешительная картина создания образов - через костюмы, через осанку, жесты. В современных фильмах, как правило, трудно поверить тем актерам, которые изображают людей девятнадцатого века. В них нет фактуры того времени. Когда я смотрю на Жана Марэ, играющего графа Монте-Кристо, я вижу, что в течение всего фильма он находится в корсете. Попробуйте-ка кого-то из современных артистов кино одеть в корсет – он скажет, что тут же забудет текст своей роли. В мемуарах Дзефирелли я прочитал о том, что великий режиссер Лукино Висконти, снимая свой знаменитый фильм «Леопард», запрещал Клаудии Кардинале мыть голову, говоря: «Дамы того времени мыли голову раз в месяц». Для вхождения в образ важна любая деталь, сейчас об этом забывают.

 

«Возлагаю на театр «Колесо» большие надежды»

-Что вы думаете о российской театральной публике? Она изменилась за последнее время?

- К сожалению. Как-то я смотрел «Вишневый сад» где-то в провинции и с удивлением услышал, как люди в зрительном зале обсуждали не спектакль, а перипетии сюжета. А ведь пьеса – из школьной программы. Это вопрос образования, которое, к сожалению, теряет свои позиции. Многие люди приходят в театр за развлечением – перед тем, как пойти в ресторан. Но ведь были и есть и такие, которые, придя в театр, чтобы согреться, выходят из зрительного зала другими людьми. У театра - большая просветительская роль, о которой не следует забывать. И у Тольятти в этом смысле за последнее время сложились замечательные традиции. Драматурги Вадим Леванов, Вячеслав Дурненков, Юрий Клавдиев – это классики нашего времени.

- Над какими театральными проектами, кроме «Чайки», вы сейчас работаете?

- Я сделал оформление к спектаклю «Руслан и Людмила» в московском Центре оперного пения Галины Вишневской. 25 октября будет премьера этого спектакля. В ноябре состоится премьера «Гамлета» в Театральном товариществе Олега Меньшикова. Ставить его будет ученик Анатолия Эфроса Валерий Саркисов.

Через десять дней после «Чайки» пройдет премьера в Нижнем Новгороде спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому. Его тоже ставит Саркисов. Кроме того, я буду участвовать в постановке мюзикла по Бабелю в московском театре «Кураж».

Мой большой друг режиссер Вадим Данцигер стал недавно главным режиссером Нижегородского драматического театра. У нас есть совместные с ним проекты на нынешний сезон в этом театре.

Надеюсь, продолжится моя театральная жизнь и в Тольятти. Я возлагаю на театр «Колесо» большие надежды. Мне кажется, сейчас здесь сложилась здоровая рабочая атмосфера. У меня возникли очень хорошие отношения и с актерами театра, и с новым руководством.

Андрей Климов окончил театральное отделение Пензенского художественного училища в 1986 году. С 1995 года работает как сценограф и художник по костюмам. Участвовал в создании более шестидесяти спектаклей в разных театрах страны. Среди них - Красноярский академический театр драмы («Горе от ума» и «Сон в летнюю ночь»), Драматический театр Владивостока («Укрощение строптивой»), Краснодарский театр оперетты («Веселая вдова»), Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина («Облом-off» и «Трансфер») и другие.