Двумя выставками — в Музее модерна и галерее «Новое пространство» - завершилась Восьмая Ширяевская биеннале современного искусства. Четыре выставки, «номадическое шоу» и философский семинар в этом году объединила тема «Экран: между Европой и Азией». Отталкиваясь от нее, корреспондент
Экран как иллюзия
Конечно же, зазеркалье, «волшебный мир» медиа и т.д. и т.п. Наверное, если подсчитывать количество произведений, представленных на биеннале, то этот поворот темы окажется самым востребованным. Ему были посвящены открывающая биеннале выставка «Screen/Scape» (кураторы Марсьяль Вердье и Жан Луи Пуатвен) и последняя экспозиция «TLG 2.0» (куратор Сюзанна Криспино). Что же в итоге? Можно вспомнить несколько очень ярких работ — например, распечатанные на бумаге «крафт» фотографии корейца Чон Же Кьо, превращающиеся в каллиграфии. Можно поговорить о попытках итальянских художников продемонстрировать принципы работы «зазеркалья» на простых и, возможно, слишком простых приемах — вроде помещения рядом трех разных изображений, между которыми человек сразу начинает искать связь, или трансляции на экран простых слов и выражений под звук стиральной машины. Наверное, самое яркое, что было сделано в этом направлении, — это «Пещера Платона», в которую Марсьяль Вердье превратил один из ширяевских сараев с помощью камеры обскура. Все иллюзия: сарай — иллюзия, наше восприятие — иллюзия и, конечно, Платон с его идеями в наших широтах — тоже иллюзия.
Экран как пространство диалога
Нам ведь необходима «нейтральная территория», чтобы встретиться и понять друг друга? Современная культура процентов на 80 состоит из теледебатов, ток-шоу и бесконечного потока «аналитики», которая, впрочем, мало что меняет. Попыток соединить территорию искусства и территорию рефлексии на биеннале было много. На выставке «Ни возьмись» Владимира Потапова можно посмотреть несколько интервью с известными художниками, отвечающие на вопросы о смерти живописи (а можно и на саму живопись). Круглый стол, который, видимо, должен был расширить и углубить эту тему, закончился довольно очевидными выводами типа «живописи приходится все время пересматривать свои функции, но тот, кто ее любит, сможет найти ей новое предназначение».
Были и другие попытки диалога и саморефлексии. «Обществу не нравится то, что делают современные художники, но разве не общество их отбирает, требует от них то социальности, то еще чего-то?» - обозначила проблему куратор биеннале Неля Коржова. Наконец, был целый семинар «Современное искусство и философия: экраны сознания», курируемый Еленой Богатыревой. В итоге философы довольно скептически высказывались о диалоге с художниками, художники же... Художники в большинстве своем не говорили по-русски.
В общем, не рефлексией единой живо современное искусство. Впереди круглый стол «Ширяевские итоги 2013» - пятого сентября. Там-то и можно будет выяснить, чем.
Экран как граница между искусством и жизнью
Это, наверное, самая захватывающая тема и самая больная. На выставке «Вчерашние странники стали туристами», курируемой Мартином Шибли из Швеции, можно было ознакомиться с внушительной подборкой документаций вмешательств художников в жизнь обывателя. Парковка, засаженная цветами, бомжи, вселившиеся в галерею, плита, установленная в память об антиглобалистах, погибших во время расстрела демонстрации против саммита ЕС... Но, конечно, больше всего материала для изучения темы границы дает «номадическое шоу». Тут «параллельность» миров, в которых живут художники и зрители, обнаруживается сплошь и рядом. Андрюс Йонас порет ремнем кильку в томате, желая сообщить что-то об эстонских национальных традициях. Публика волнуется — но, кажется, совсем не за эстонцев. Калле Холк призывает собравшихся улыбаться — но они недоумевают: зачем? Что это изменит?
Потом блоггеры обсуждают впечатления от увиденного, и в ход, как всегда, идут короткие фразы со словом «г...но». Конечно, произведения очень разные, но что, действительно, может измениться в городе с таким «базовым уровнем» дискуссии?
В итоге остается впечатление странного дисбаланса: огромные усилия десятков художников со всего мира и множества организаций, организовавших городу двухнедельное приключение, и город, которому приключения то ли не нужны, то ли нужны совсем другие. «Между Европой и Азией» - и там, и тут? Нигде?