Новости культуры российских регионов
30 августа 2013
Поволжье

«Мне интереснее быть режиссером»

Денис Бокурадзе - наверное, самый молодой художественный руководитель профессионального театра в Самарской области.

Два года назад незадолго до кончины основателя театра Эльвиры Дульщиковой актер «СамАрта» и «Грани» Бокурадзе принял на себя руководство новокуйбышевским театром. С тех пор в помещении «Грани» провели реконструкцию, Денис успешно выпустил премьеру «Фрекен Жюли» и начал ездить с ней по фестивалям, собрал сильную программу для шестого фестиваля «Помост» и теперь комплектует труппу. Каково быть худруком театра в маленьком городе? На какого зрителя рассчитывает новокуйбышевский театр? Об этом и не только накануне нового сезона рассказал АКИ Денис Бокурадзе.

- Лето заканчивается. Как отпуск?

- А его не было. Сначала мы снимали фильм в детском кинолагере «Авентура». А 1 августа вышли репетировать со студентами «Старшего сына» - не успели в июне, и пришлось захватить август, потому что 15 сентября уже премьера.

- Какой курс?

- Третий, курс Ирины Сидоренко. Меня еще мой мастер Виктор Тимофеев (царствие небесное) звал преподавать после выпуска. Я тогда отказался, потому что странно преподавать сразу после вуза. Лет через пять звал Михаил Карпушкин — я тоже отказался. И только 3 года назад согласился. 10 лет набирался опыта.

- Сколько ты уже худруком в «Грани»?

- С 26 сентября 2011 года, то есть два полных сезона. Если по бумагам, то с середины октября.

- Тогда это не стало неожиданностью?

- Стало. Никто же не знал, как все сложится (Эльвира Дульщикова умерла 16 ноября 2011 года. — Прим. К.А.). Эльвира Анатольевна просто сказала, что поедет к дочери лечиться, и постепенно стала подводить меня к мысли о руководстве. Я сопротивлялся: у меня «СамАрт», у меня студенты в Академии, а руководство — огромный груз. Кроме того, ездить в другой город... Я все отнекивался, и она говорит: давай так, открой сезон, сыграем спектакль, в октябре сделаешь выставку по спектаклю «Иванушка», и на этом мы закончим замечательную жизнь театра «Грань». Но как только мы все это сделали, я понял, что уже не могу заканчивать, только начал входить в раж!

- Недавно ты ушел из «СамАрта». Тяжелое было решение?

- Совершенно нет. Я благодарен «СамАрту», он дал мне очень хорошую закалку и школу, но в последнее время меня не устраивала атмосфера в театре и отношение руководства к актерам. Может быть, причина во мне, в том, что я перешел в другое качество. В моей жизни появилось много нового, и теперь есть чем занять это место в жизни. Я ни на кого не обижен, может быть, когда-нибудь наши пути опять пересекутся — никто не знает. Сейчас я просто чувствую, что вырос и могу больше, чем мне предлагают здесь.

- Ты не боишься, что сейчас к театру «Грань» приковано внимание, а потом все может сойти на нет, а жизнь театра в маленьком городе не из легких.

- А почему я должен бояться? Ведь могло быть и по-другому, могло не быть совсем никакого внимания. Я думаю, будет оно или нет, зависит от нас. Не нужно, чтобы было все время. Я рад, что о театре заговорили в Интернете, стали приглашать на фестивали. Главное, не опускать планку. Эльвира Анатольевна за столько лет (26 августа театр открыл 43-й сезон) подняла ее очень высоко. Поэтому я считаю победой «Фрекен Жюли» - мне удалось создать спектакль в эстетике «Грани». К Рождеству мы поставили сказку «Вол и осел при яслях». А сейчас я восстановил детский кукольный спектакль Дульщиковой «Ай да Мыцык» по Чеповецкому, 17 сентября будет премьера. Этот спектакль мы выпустили в 2002 году и играли только сезон.

- Ты сам играешь в нем?

- Играл центральную роль. А сейчас мне интереснее заниматься режиссурой. Может быть, просто такой этап, но пока я не хочу играть. Если только, как Рязанов, на 2-3 минуты появиться на сцене. И центральную роль в водевиле «Аз и Ферт» по-прежнему играю. В остальном мне хочется растить актеров и делать тот театр, который мне интересен и будет интересен им.

- Какие еще планы по постановкам?

- До нового года хотим поставить серьезную взрослую вещь, сейчас готовимся к ней. Пока не хотел бы говорить название.

- Раньше в «Грани» играли актеры-любители?

- Да, из «профессионалов» был только я, до меня много лет назад еще один актер, Виктор Гусев. С июля этого года мы стали профессиональным театром и можем формировать труппу.

- Театр получил официальный статус?

- В Новокуйбышевске создан театрально-концертный комплекс «Дворец культуры», в него входит сам ДК и молодежный клуб «Русь». Комплекс разделен на два сегмента: самодеятельный и профессиональный. «Грань» теперь относится ко второму, нам дали актерские ставки. Мы не муниципальный театр, но относимся к этому комплексу муниципального подчинения. В этом помещении у нас уже все налажено, мы очень хорошо общаемся с руководством, нам обеспечивают зрителя, дают деньги на постановки, выделили профессиональные ставки.

- Как продвигается комплектование труппы?

- Сейчас у меня четыре актера. Не хочу гнать и бегом собирать труппу — понимаю, что несу за всех ответственность. В штате Юлия Бокурадзе и Любовь Тювилина (перешли из «СамАрта»), Алина Костюк (у нее закончился договор в Театре драмы) и Иван Голев. И если первые три персоны всем знакомы, то четвертый — фигура удивительная. Сейчас Ивану 29 лет, а в 1997-м, когда я пришел в «Грань», он играл там школьником. И через несколько лет попросил меня подготовить его для поступления в Москву. Поступил в Щукинское, долго работал в театре «Сфера», но в июле Екатерины Еланской (создатель и худрук Московского театра «Сфера». - Прим. К.А.) не стало, Иван решил, что устал от Москвы, и вернулся в Новокуйбышевск. Три дня назад я собираю декорации к «Фрекен Жюли», открывается дверь — и стоит он.

- Жана в «Жюли» играет Данила Богомолов, молодой актер Драмы.

- В июне Данила не смог поехать в Пятигорск на фестиваль театров малых городов, и я чудом нашел в Питере первого исполнителя роли Пашу Макарова. А тут еще наш звукооператор Галина Заруднева попадает в больницу, и приходится сажать на музыку хореографа, который в первый раз видит эту аппаратуру. Плюс актер, который год не играл эту роль, плюс новая площадка... Если вдуматься, то можно было сразу не ехать, но ведь «Грань» в первый раз пригласили на такой фестиваль, и что-то объяснять, отказываться? И мы «выстрелили»! (спектакль получил Гран-при. — прим. К.А.). А теперь Вячеслав Гвоздков дал «добро» на то, чтобы Данила играл «Фрекен Жюли» у нас и на гастролях.

- Следующий фестиваль, в котором участвует этот спектакль, - «Реальный театр» в Екатеринбурге.

- Да, мы играем «Фрекен Жюли» 3 сентября. Это фестиваль с очень мощной афишей (Праудин, Цхвирава, Додин, Бутусов), и здорово, что его директор Олег Лоевский пригласил нас в эту компанию. Кроме того, по итогам фестиваля театров малых городов весной мы едем в Москву, играть «Фрекен Жюли» в Театре наций. А до этого, осенью, на Всероссийский фестиваль памяти Янковского в Саратов.

- Насколько серьезно ты рассчитываешь на фестивали?

- Для меня фестиваль — это не баловство, а способ заявить о театре в культурном пространстве. У меня нет цели поразить, мастера мне всегда говорили, что не нужно «поражать» и «удивлять», нужно заниматься делом. Вот я и стараюсь. Мне важно, чтобы о театре «Грань» узнали в культурном пространстве, важно услышать мнение значимых людей. Нужно не терять дыхание времени, ритм, ощущение пространства, нужна подпитка, но не нужно ездить на все подряд. Я рад, что про нас пишут, что растет группа «Вконтакте». Мы же для зрителя, и не обязательно для новокуйбышевского.

- Рассчитываете на самарского?

- Я на мирового рассчитываю. Когда мы были со спектаклем «След отца» во Франции, то на фестивале в Невере встретились с всемирно известным режиссером Филиппом Жанти. Он отвел нас в свою мастерскую - абсолютно театр-студия «Грань», только в два раза больше! Я спросил его: вот вы настолько известный человек, почему вы живете в Невере, в маленьком городке с пустыми улицами (таком условном французском Новокуйбышевске). Он рассказал, что ему хорошо в этом городе, здесь он вынашивает спектакль, а дальше ездит со своим театром по всему миру. Это классное ощущение, когда не важна точка пространства, а важно, что ты в этой точке создаешь, и оно стирает границы между Самарой и Новокуйбышевском, Москвой и Самарой. К нам едут очень многие из Самары, и даже звонят из других городов и говорят, что будут проездом, спрашивают, есть ли спектакль.

- Что принципиально нового потребовалось от тебя за эти два года?

- Я в «Грани» 15 лет, поэтому все здесь уже знал. А вот нести ответственность за каждый шаг, не свой, а театра — это новое. Стоял бы я сам за себя —  мог бы с кем-нибудь рассориться, например. Но теперь я знаю, что потом будет страдать театр, и значит, уже не имею права. Сдержанность и колоссальная ответственность, ощущение, что за тобой люди стоят — вот этому я учусь, веду над собой огромную работу.