Петрозаводск стал девятым городом, в который «ООО «Артгит», которое занимается продвижением проектов частных галерей Франции в России, привезла выставку «Пабло Пикассо. Искушение».
За свою долгую жизнь Пабло Пикассо стал автором более 80 тысяч произведений, в Петрозаводск же привезли всего 105, которые художник создал уже на склоне жизни. Все они входят в знаменитую серию Suite 347. Именно столько офортов Пикассо создал всего за 7 месяцев 1967 года, когда ему было 87 лет.
– Выставка, конечно, неоднозначна, – сказал в Музее изобразительных искусств Карелии на пресс-конференции перед вернисажем Александр Щеляков, арт-директор ООО «Артгит». – Это территория искусства, где возможны маски, откровения, эмоции, страсти. Ничего общего с реальной жизнью ни одна работа, представленная здесь, не имеет.
В этой графике Пикассо, считают искусствоведы, не стоит искать глубокого подтекста. В ней царит карнавальный удалой дух – чуть-чуть глумливый, дерзкий, смешивающий непристойное со стыдливым, животное с изысканным. Но никогда не пошлый. Как и Бальзак, Пикассо создает свою «Человеческую комедию». Он словно освобождает от всего не только тело человека, но и его душу. 105 наиболее откровенных работ Suite 347 составляют завораживающее эротическое шоу. Некоторые исследователи творчества Пикассо считают этот цикл автобиографической исповедью художника в те сложные для него годы, но при этом соединенной с безудержной фантазией.
Манекены, причудливые фонари, яркие драпировки, украшающие залы, где выставлена экспозиция, создают атмосферу Парижа 30-х годов – атмосферу легкости и загадочности, составляют контраст с черно-белыми гравюрами в таких же строгих рамах, выгодно их оттеняя.
Даже при том, что отношение к этой выставке уже на вернисаже было далеко не однозначным, согласитесь: увидеть работы Пикассо в маленьком провинциальном городе – событие. Для одних выставка станет первым знакомством с творчеством этого великого художника (на каждую из 105 работ имеется сертификат, подтверждающий его подлинность), для поклонников мастера она откроет новые грани его гения, они вновь увидят в представленных работах того Пикассо, которого знали и любили всегда: страстного, любящего жизнь, убегающего от преследовавшего его страха смерти в работу, насмешливого, с веселой ухмылкой взирающего на мир, и мудрого, глядящего на жизнь с высоты прожитых лет.