Новости культуры российских регионов
22 августа 2013
Северо-Запад

Всё смешалось на биеннале

Венецианская биеннале смешивает жанры, поражает разнообразием технологий, демонстрацией экспонатов в городской среде.
Рихард Моссе. Анклав

Молодая петрозаводская художница Юлия Шумилова побывала на Венецианской биеннале-2013 и рассказала о своих впечатлениях.

–  Много писали о новом детище одного из основоположников московского концептуализма Вадима Захарова.  Его перформанс в пяти действиях под названием «Даная» представлен в русском павильоне на Венецианской биеннале . Вам удалось его увидеть?

– Да, мне удалось увидеть это необычное произведение с интересной конструкцией. Сюжет инсталляции разворачивается вокруг древнегреческого мифа о Данае. С потолка сыплются золотым потоком монеты – Danae, валюта, придуманная художником. В подобие пещеры согласно мифу войти могут только женщины.  Кстати, посетительницам для безопасности выдают зонтики. Женщинам, проникшим в пещеру, предлагается  собрать несколько монет и при выходе бросить их в ведро, которое периодически поднимается на верхний этаж для пополнения золотого дождя – таким образом осуществляется круговорот. На верхнем этаже мы видим мужчину сидящего под потолком на седле и бросающего шелуху от орехов,  а на стенах послания от художника про алчность общества. Идея, очевидно, заключается в том, чтобы  показать круговорот богатств современного общества.

В Венеции есть места, где прямо в городской среде также находятся  экспонаты биеннале, прекрасно соседствующие c  древними постройками.  Их можно смотреть  бесплатно. 

– Пишут о нашумевшем проекте английского художника Джереми Деррела, на фресках которого топят яхту Абрамовича. Что вас поразило больше всего?

– Запомнился павильон Ирландии, где Рихард Моссе представил свою инсталляцию The Enclave (Анклав). По сути, это документальные съемки, сделанные автором во время войны в Конго. Фотохудожник Ричард Моссе работает на стыке журналистики и современного искусства. В проекте  он использовал устаревшую технологию военной аэрофотосъемки на инфракрасную пленку Kodak Aerochrome. Изображение получилось нереального ярко-лилового цвета, который усиливает ощущение ужаса от происходящего. Несколько экранов, окружающих зрителя, с разными сменяющимися видеоизображениями, воздействуют как визуально –  то динамикой, то спокойствием картинки,  так и звуками, которые иногда трудно разобрать. Особенно жуткой показалась мне тишина.  Тяжелая и сильная работа.

Поразили уровень подачи материала, огромное разнообразие в техниках и современных технологиях. Чего там только нет: текстиль, бумажные, неоновые  инсталляции, видео, расплавленные манекены и пластмассовые цветы. Немало интерактивных объектов. Кое-где я даже поучаствовала. В результате мне досталась бутылка с венецианской водой на память. При этом можно было взять буклеты, брошюры, чтобы уже дома привести в порядок свои впечатления. Думаю, чтобы проникнуться столь масштабной выставкой, нужна не одна неделя. Некоторые вещи я не увидела. Сейчас уже есть немало информации о выставке в Интернете. Интересно посмотреть, что представили наши авторы: художники Анатолий Осмоловский, Евгений Кузнецов, Виктор Алимпиев и фотограф Николай Бахирев.

В этом году биеннале в Венеции проводится в 55-й раз, русскому павильону исполняется 100 лет.  Из русских художников самые упоминаемые на биеннале имена – Паоло Трубецкой, Александр Дейнека и Илья Кабаков. Кандинский и Шагал никогда не выставлялись на Венецианском биеннале, а вот Кустодиев получил золотую медаль. Теперь эта награда называется иначе – «Золотой лев».