Ее ждали, и она не разочаровала: выставка фотовидов современного центра Черноземья открылась в Доме журналистов. И своим явлением городу и миру завершила проект «Воронеж. Репортаж из прошлого». На суд зрителей представлены фотографии, запечатлевшие новейшую историю Воронежа – начиная с перестроечных восьмидесятых годов двадцатого века и заканчивая нулевыми-десятыми двадцать первого.
По словам организаторов, задача показать Воронеж сегодняшнего дня изначально виделась непосильной – слишком многообразна, разностильна и многолика нынешняя действительность, чтобы вместить ее в рамки небольшой экспозиции. Но – кто хочет, тот добьется: очередная выставка в Доме журналистов получилась емкой и яркой.
Коллективный репортаж
Не выходившие прежде на зрителя фотографии культового музыканта, лидера группы «Сектор газа» Юрия Хоя в авторстве известного фотокорреспондента Андрея Архипова. Серия фотографий Константина Толоконникова «С высоты птичьего полета» – снимки видовых мест Воронежа с необычных ракурсов и разных высот. Как то: фотографии воронежского водохранилища с тысячеметровой высоты, перспектива проспекта Революции в направлении ЮВЖД, снятая со здания кинотеатра «Пролетарий» и т.п. Портретные шедевры Михаила Вязового, психологически достоверные. Репортажные перлы Михаила Квасова – сочные, динамичные, живые…
– Заинтересованный взгляд фотохудожника всегда найдет интересные моменты в каждодневной городской жизни, – говорит «социальный» автор Квасов. – Со временем на банальные, казалось бы, события смотришь с ностальгической грустью: вглядываешься в то, что случалось вроде совсем недавно – и вспоминаешь время, безвозвратно прошедшее.
Андрей Архипов, Михаил Квасов, Елена Чаплыгина, Михаил Вязовой, Константин Толоконников, Евгений Срибный, Денис Бычков, Руслан Алтиев… Эти и другие мастера (всего – больше дюжины) – замечательные, в чем не засомневаешься – и создали коллективный фоторепортаж, охватывающий почти два века воронежской фотографии. А реализовалось столь большое дело благодаря поддержке Воронежской организации Союза журналистов России, Воронежского отделения Союза фотохудожников РФ и Дома журналистов. Большое – в буквальном смысле: свыше пятидесяти фотографий вывешены на стены, в два с лишним раза больше демонстрируются на плазменном экране, установленном в центре зала Домжура.
Внутренняя красота
– Обычно музеи и архивы собирают фотографии по темам, а личность фотографа отходит на второй, третий, а то и пятый план, – посетовал вдохновитель проекта Михаил Вязовой. – Это не совсем справедливо. Недаром в Европе не принимают на хранение фотографии, авторы которых не известны. Разве что в виде редчайшего исключения… Фотография – дело, конечное, темное. Один из технических видов искусства, который кажется очень легким; взял фотоаппарат, направил, куда хочешь, нажал кнопку – и что-то обязательно получится. Но не все так просто…
Кто бы спорил. Фотографии, достойные всеобщего внимания, не меньшая редкость, чем живописная картина. Если, конечно, снимающий человек ставит перед собой задачу-максимум. И имеет Божий дар ее решить.
– Нам хотелось показать не столько город – он и без нас на обозрении, – продолжал Вязовой, – сколько вспомнить при помощи фотографии лихие девяностые и даже восьмидесятые. Показать социальную, гражданскую фотографию общественного звучания. Не обошлось на выставке, естественно, без красивых этюдов и зарисовок; их красота – внутренняя.