Фотопроект «Репортаж из прошлого», придуманный и осуществленный Воронежской организацией Союза журналистов России, представлен очередной, второй по счету, выставкой – «Послевоенный Воронеж». Она, работающая в областном Доме журналистов, включила в себя уникальные фотографии, сделанные в период с 1943 по 1985 годы.
По сути, в случае с «Репортажем из прошлого» надо вести речь о фотографическом краеведении. Первая выставка серии посвящалась довоенному Воронежу, и вот теперь – ожидаемое продолжение темы: столица Черноземья послевоенных лет. Отмеченных, как известно из хроник, чудесами трудового героизма: город, едва ли подчистую стертый с лица земли, восстал из ада уже в первые мирные годы.
Необъятное – не объять
Фотографии тех лет – своего рода документы, зафиксировавшие черно-белую (оттого – честную, без прикрас) реальность рассматриваемого времени. Как выглядел «Утюжок» и его архитектурный контекст на стадии «реанимации», в каких буйных зарослях стоял некогда знаменитый Каменный мост, по какому Воронежу проезжал легендарный кубинский команданте Фидель Кастро… Смотришь на кадры, запечатлевшие далекую жизнь, и сожалеешь: увы, не всю тогдашнюю действительность, невероятно волнующую сегодня, удалось запечатлеть. Нельзя объять необъятное, даже если очень хочется.
О том, что экспозиция не претендует на абсолютную полноту раскрытия темы, говорил на открытии выставки один из ее организаторов, куратор, известный фотохудожник Михаил Вязовой. И все-таки фотографы вышли на зрителя с воистину раритетными снимками. Очень разными в плане, прежде всего, выбора объекта съемки, что закономерно: среди авторов – люди разных профессий.
Начальник областного комитета по печати и книжной торговле Владимир Нейно, журналист Владлен Вороненков, генерал Владимир Суходольский, сын полка Валентин Кукуев, доктор Фаина Блинчевская, агроном Галина Ракова, доцент ВГУ Владимир Мальцев, профессиональные фотографы Николай Варламов, Александр Хабаров, Юрий Поплавский, фотокорреспонденты «Коммуны», «Молодого коммунара» и других печатных изданий Михаил Евстратов, Анатолий Галкин, Михаил Подвигин, Виктор Шумилов, Владимир Майоров, Антон Зенин, Михаил Вязовой… Иных уж нет, но – по классику – скажем о них «с благодарностию: были!» И стали создателями достаточно объемного фотообраза послевоенного Воронежа, который получился убедительным не только с исторической точки зрения, но и – в смысле художественной состоятельности. Произведение – экспозиция – вышло цельным.
Время выбрало их
Собственно, выставки подобного толка, в которых отчетливо «дышат почва и судьба», всегда рождаются на свет благодаря командным, коллективным усилиям. И – не обязательно профессионалов. Так, Владлен Вороненков, долгое время сотрудничавший с воронежскими СМИ в качестве автора пишущего, еще и снимал – при его жизни казалось, что всякую ерунду. Теперь же работы Вороненкова – к примеру, расширение в 1958 году Кольцовского сквера или кураж болельщиков на стадионе «Пищевик» – смотрятся едва ли не классикой. Время действительно расставляет все по своим местам и показывает, кто есть кто. Оно и показало: Владлен жил замечательным фоторепортером, человеком наблюдательным и неравнодушным. И чутье у него было мастерское: умел и ракурс изображения нужный выбрать, и композицию выстроить, не говоря уж о предмете авторского внимания.
Еще об одном фотолюбителе, Владимире Нейно, вспоминал Михаил Вязовой.
– Для меня главный автор этой выставки – именно Владимир Викентьевич, – признался Михаил Петрович. – Нейно снимал ещё до войны. В послевоенные годы занимался партийной работой, руководил областным комитетом по печати и книжной торговле – и продолжал фотографировать. Оставил нам в наследство немало ценнейших кадров, на которых запечатлены, например, начало восстановления магазина «Утюжок» и проспект Революции 1 Мая 1959 года.
Видеть родной город таким, каким он был до тебя, с полноводной речкой вместо водохранилища – восторг, конечно. Но и люди, населявшие «тот» Воронеж, их лица – тоже открытия из разряда незабываемых. По-хорошему наивные, открытые, общительные, оптимистично смотрящие в пресловутый завтрашний день… Физиогномика послевоенной советской страны – отдельная теплейшая история, богатая пища для размышлений.
А что касается снимков из семейных архивов – хорошо бы в будущем (желательно недалеком) собрать их для отдельной, камерной выставки. Ведь старые фотографии есть практически в каждой семье. Думается, найти среди них выставочные экспонаты нетрудно: практически все, что хранят частные семейные альбомы с середины прошлого века – символы и знаки.
Отмечу и уважительное отношение фотографов к местной культуре. Так, нашла я на выставке несколько портретов воронежских писателей, в неформальном ключе исполненном. Тот же «Троепольский с Бимом» – кадр, запечатлевший Гавриила Николаевича в момент общения с его любимым псом, прототипом известной повести. И не беда что в жизни Бима звали Лель. Созданию образа незнание этого факта автором нисколько не помешало.