Кажется, придумали его совсем недавно – и вот фестиваль «Песни над Доном» прошел уже в четвертый раз. Причем – в статусе межрегионального; Верхнемамонский район принимал гостей, солистов и коллективы, из областей, по которым протекает река Дон – Саратовской, Белгородской, Волгоградской, Тульской и, естественно, Воронежской.
В учредителях и организаторах праздника – департамент культуры и архивного дела Воронежской области, администрация Верхнемамонского района, Воронежский областной центр народного творчества. Поддерживает фестиваль Министерство культуры РФ, а любит – все донское население…
Со всех волостей
– Всех нас объединяет великий Дон-батюшка, на берегах которого мы живём, растим детей и хлеб, поём песни, – обратился к собравшимся глава администрации Верхнемамонского района Николай Быков. – Уверен, что сегодняшний фестиваль – далеко не последний на берегу славного Дона, который течёт многие века и достанется по наследству тем, кто останется жить после нас. И будут звучать песни о нём…
И будут, и были – причем не только в райцентре. Двухдневный праздник организовали таким образом, что в первый его день самодеятельные артисты выступали в близлежащих деревнях – на сценических площадках культурно-досуговых учреждений Гороховского, Первого Нижнемамонского, Ольховатского сельских поселений. Такие концерты – всегда востребованы; сельчане, едва закончив работу на личных подворьях (скотину не бросишь не кормленой), буквально бегут в клуб – места занимать себе и соседям…
Основное же фестивальное действо развернулось аккурат на донском берегу. Река в этом месте – полноводная и широкая, габаритами под стать народному творчеству. Представляли его на сей раз авторитетные любительские коллективы Воронежской, прежде всего, области – народные хоры, вокальные («Раздолье», «Былина», «Донские зори», «Иван да Марья») и фольклорные («Верея», «Кладезь» и другие) ансамбли из Павловского, Ольховатского, Петропавловского, Богучарского, Хохольского, Острогожского, Борисоглебского, Воробьёвского, Таловского, Бутурлиновского районов. С не меньшим радушием, чем воронежских певцов, зрители встречали выступления приезжих – фольклорного ансамбля «Сударушка» из Саратовской области, ансамбля гармонистов «Истоки» и трио «Кузовские бабушки» из Тульской области, исполнительницы народных песен и частушек Аллы Ермиловой из Волгоградской области, вокального коллектива «Слобода», представлявшего Белгородскую землю.
Без противоречий
Народ с видимым удовольствием насыщался не только зрелищами, но и хлебом: в парке над фестивальным берегом работали импровизационные подворья поселений Верхнемамонского района – Дерезовского, Гороховского, Приреченского, Ольховатского и других. Хозяева щедро угощали гуляющих снедью собственного приготовления; торжество русской кухни утверждали картошка с малосольными огурцами, разноформатная выпечка и много чего еще. Даже молочный поросенок возлежал на блюде – настоящий шедевр поварского искусства…
Выставка народного быта и художественных ремёсел традиционно представила местных умельцев; каждое подворье показывало образцы рукоделия. Вышивка и роспись по дереву, поделки из бересты и глины; сельские мастера – воистину мастера.
Гала-концерт, собравший народ непосредственно на донской набережной (которую к фестивалю усовершенствовали – теперь она может принимать солидное количество зрителей), показал многообразную палитру возможностей участников песенного праздника. Финальное действо (режиссёр-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков) вывело на публику не только певцов и танцоров, но и его бессменный символ – ладью, которая, как песня, плывет по Дону. А началось с появления на сцене весёлых скоморохов. Следом зазвучали стихи о великой реке: «Здравствуй, Дон, наша славная родина! Как бы нас ни штормило в судьбе, знаем мы: нет любви благороднее той, которая тянет к тебе». И полились песни – эстафетой…
Подумалось, благодаря фестивалю, вот о чем: права история, давшая имя райцентру. «Мамон», по одной из версий, в переводе на русский – «большой живот», другая расшифровывает это слово как «красивое место у реки, где живут хлебосольные и трудолюбивые люди». По-моему, эти толкования никак не противоречат друг другу.