Новости культуры российских регионов
16 августа 2013
Поволжье

А поговорить?

До 15 сентября в залах третьего этажа «кремлевского корпуса» Нижегородского государственного художественного музея можно поговорить… с самим собой.

Предварительно вдохновившись живописью совершенно необычного рода.

Контемплятивизм – так называется новое ответвление современной живописи, появившееся в Гамбурге десять лет назад в группе художников, называющих себя «Contemplatevisten». С латинского это замечательное слово переводится примерно как «созерцание и беззвучный разговор с Богом».

Активист творческой группы Маркус Майер приехал на открытие выставки и лично провел экскурсию для собравшихся. Как оказалось, данный вернисаж, составленный из полутора сотен работ 11 авторов из России и Европы, следует проходить в строго определенной последовательности. Из зала, где разместилась «Встреча Востока с Западом», через «Жизненный путь» (коридор) нужно пройти к «Воспоминаниям», затем – через «Воскресение» и «Ожидание преображения». Два зала посвящены благодарственной молитве перед трапезой и внутреннему созерцанию раннехристианской иконы. Последнее отчасти навеяно картиной из собрания НГХМ – «Матрейей» Рериха, которую художники-контемплятивисты уже видели во время своего прошлого приезда в музей в 2009 году. «В последние двести лет духовная картина на Западе стала китчем, - констатирует Маркус, - и поэтому мы ищем новую духовность в живописи». Последний зал посвящен «Тайнам Земли». Далее, согласно концептуальному маршруту, нужно вновь пройти «Путем жизни» (коридором) и вернуться в зал смычки Востока  и Запада с тем, чтобы увидеть это уже иными глазами.

Если – признаться честно – подавляющее большинство работ в предыдущих залах малопонятны с обывательской точки зрения, то полотна, выставленные в «Тайнах Земли», очень даже могут нравиться. Это вдохновенные пейзажи с горным озером. Однако у всех без исключения контемплятивистских работ совершенно другая «фишка», которая заключается отнюдь не в том, чтобы быть симпатичными и тем более нравиться. Как объяснял Маркус Майер, эти работы не являются фактом простой оптики. То, что нарисовано, передает медитативное ощущение от слов и понятий, и поэтому созерцать контемплятивную живопись надо соответственно: в тишине, в одиночестве и без спешки, вслушиваясь в то, что находится за гранью изображения. Счастливчикам, сумевшим уловить Нечто, рекомендуется вступить во внутренний диалог с картиной.