Новости культуры российских регионов
14 августа 2013
Сибирь

Сибирь из запасников

С 7 августа по 8 сентября открыта выставка живописи Анатолия Шумилкина.

Достать из фондов и выставить работы известного томского художника Анатолия Шумилкина сотрудники Томского областного художественного музея решили, чтобы напомнить о печальной дате - 15 нет с нами замечательного живописца, скульптора, поэта. Его пейзажи, портреты и натюрморты тоже можно считать поэтическим посвящением земле томской, что с очевидной наглядностью доказывает выставка.  

Сегодня смело можно относить живопись Анатолия Шумилкина к «большому стилю» советской эпохи. Его живописные работы наполнены красотой особого мира патриархальной сибирской деревни и, вместе с тем, романтичностью мечтательного и возвышенного человека. Тонко, празднично и ясно изображает Шумилкин разливы рек, луговое разнотравье, спелые ягоды клубники, сельские дороги. Художник считал, что из таких вещей, не замеченных нами в суете, и состоит жизнь, которая утекает по капле. «Мое рождение и жизнь в лесной деревне, мое восхищение Её Величеством Природой и определи мою художническую судьбу», - написал он как-то в своей автобиографии.

Анатолий Шумилкин родился 17 апреля 1930 в переселенческой деревне Знаменка Молчановского района Томской области в многодетной семье обского гидрогеолога. Его предки пришли на сибирскую землю во время столыпинской реформы из Нижегородской губернии. С тех пор род Шумилкиных продолжается уже в таежных местах. Романтическая закваска сказалась на биографии Анатолия и его младшего брат Александра. Оба стали художниками. Анатолий учился в Свердловском художественном училище (1956–1961) у В.Н. Зырянова, С.Д. Колодина, С.П. Яркова. Участник выставок с 1963 года (Томск), в том числе республиканских, региональных, областных. Член Союза художников СССР с 1970 года. Персональные выставки в городе Томске проходили в 1980, 1995 и 2000 годы. В Томске жил и работал с 1962 года.

Жизнь Анатолия Шумилкина, как вспоминают те, кто знал его близко не была легкой, но он находил в себе силы справляться с ударами судьбы. В 1966 году художник лишился правой руки, и ему пришлось заново учиться рисовать – работать упорно, до изнеможения, изо дня в день, из года в год. Период мучительного привыкания писать левой рукой дал свои плоды: к художнику пришло признание, в 1970-м его приняли в Союз художников России. По свидетельству друзей, он одной рукой делал все так, что и с двумя за ним было не угнаться.

Все, к чему он прикасался, наполнялось красотой. Анатолий Андреевич создал великолепные работы, где могущественная и сияющая красота материального мира удивляла: словно перед зрителем убрали тусклое стекло и подарили яростную силу цвета. Мастер видел живое во всем, что его окружало, любил создавать скульптуру из сложнейшего материала – капа.

Анатолий Шумилкин много путешествовал по Сибири, бывал в Нарыме, Обь искренне считал своей колыбелью. С детских лет он впитывал в себя аромат заливных пойм, вслушивался в шум весеннего половодья, шорох и хрустальный звон ледяного крошева, наползающего на Обской берег, неспешным шагом исходил потаенными тропами глухие места таёжных урманов, любовался иссиня-зеленым привольем могучих сибирских лесов. Всё это стало неиссякаемым источником для творчества художника. До самых последних дней Анатолий Андреевич искал себя, пробовал, экспериментировал с техникой, колоритом, ему хотелось передать тончайшую светотень, как на работах старых мастеров. И он добился виртуозности в передаче фактуры. Но самое главное ощущение, которые испытываешь от знакомства с выставкой - ощущение могучести сибирской природы.