Четыре выставки с участием более чем семидесяти художников из нескольких стран, творческая лаборатория в Ширяеве с заключительным «номадическим шоу», авторские презентации, философский семинар и коллоквиум. Такова вкратце программа события, организованного Приволжским филиалом ГЦСИ и кураторами Нелей и Романом Коржовыми.
Экраны в ландшафте
Ширяевская биеннале проходит с 1999 года с подачи художников Романа и Нели Коржовых. «В основе биеннале лежала идея творческой лаборатории. Мы не показываем готовые произведения, мы создаем их на месте», - объясняет Неля Коржова специфику события. Каждые два года художники, основная часть которых приезжает из-за рубежа, проводят две недели в Ширяеве, общаются, проводят мастер-классы и другие публичные события. Завершается биеннале «номадическим шоу», во время которого зрители осматривают созданные художниками произведения, «вписанные в рельеф» самых разных мест села – от домов местных жителей до заброшенных штолен. Со временем масштаб биеннале вырос, и к творческой лаборатории в Ширяеве добавились выставки в Самаре. В этом году их будет четыре.
Церемония открытия биеннале пройдет в «Арт-центре». Одновременно там откроется выставка «Screen / Scape». Курируют выставку французы Жан Луи Пуатвен и Мартиаль Вердье, основатели интернет-журнала «ТК-21 LaRevue». Собранные ими фото и видеоработы художников из Франции, Китая и Кореи по-разному обыгрывают тему, заявленную вынесенным в название выставки неологизмом «Screenscape» (гибрид слов «экран» и «пейзаж»).
Вторая выставка биеннале с непривычно пространным названием «Вчерашние странники сегодня стали туристами?» откроется этим же вечером в галерее «Виктория». С помощью работ нескольких западных художников куратор Мартин Шибли попробует поговорить о способах, которыми искусство вмешивается в социальную реальность, пытаясь «выйти из экрана» в действительность. Традиция такого искусства, по мнению куратора, начинается с русских «передвижников» и сейчас будет продолжена произведениями, так или иначе взаимодействующими со зрителем, предлагающими ему включиться в проект художника.
Номады в зазеркалье
Основное событие биеннале – творческая лаборатория в Ширяеве, стартует 10 августа. Почти каждый день на протяжении двух недель художники-участники лаборатории будут проводить авторские презентации. Некоторые имена участников (например, немец Ханнс-Михаель Руппрехтер, швед Андрюс Йонас, итальянец Вито Паче и др.) знакомы самарцам по прошлым биеннале, но в большинстве это новые лица. Интересно, что в этом году большинство российских участников Лаборатории будет из Самарской области. Это художник Александр Зайцев и музыкант Виталий Рыбакин, и тольяттинцы - художник и музыкант Михаил Лезин и поэт Айвенго. Остальные участники Лаборатории приедут из Западной Европы. Это тоже новость – основное событие биеннале, проходящей под слоганом «между Европой и Азией», обычно включало художников из Казахстана. Теперь представлять Азию, видимо, придется самарцам.
Еще одна новация – философский семинар, который станет частью творческой лаборатории в Ширяеве. Назван он «Современное искусство и философия: экраны сознания». Курирует событие философ, руководитель творческой лаборатории СГАУ «Территория диалога» Елена Богатырева. Участвуют известные самарцам лица – философ и литератор из Саратова Михаил Богатов, автор не раз показанного в Самаре лектория о философии и современном искусстве Игорь Кобылин из Нижнего Новгорода, литературовед Ирина Саморукова из Самары и философ Дмитрий Клеопов из московского Института изучения природы времени. Пройдет семинар с 22 по 25 августа.
Как всегда, главным событием станет «номадическое шоу» (номады - странники), на котором художники представят результаты своих изысканий. Судя по увеличивающейся год от года посещаемости этого события, 25 августа Ширяево ждет настоящее паломничество.
Заключительными событиями биеннале станут открытия двух выставок 25 августа – «TLG 2.0» в Музее модерна и «Ни возьмись» в галерее «Новое пространство». Проект «Ни возьмись» Владимира Потапова посвящен исследованию ставшего уже хрестоматийным вопроса о «смерти живописи». Публике будут представлены интервью с 15 современными художниками, рассуждающими о состоянии современной живописи. Загадочная аббревиатура «TLG 2.0» отсылает к английскому названию романа Льюиса Кэррола «Алиса в зазеркалье» (Throughthelookingglass). Под современным зазеркальем куратор проекта Сюзанна Криспио понимает Интернет и сложные трансформации, которые претерпевает «реальность» под его влиянием. Исследовать процессы превращаениреального в вирутальное и обратно будет 10 художников из Италии – с помощью видео-арта.
Неля Коржова, куратор Ширяевской биеннале:
- Перед подготовкой к Ширяевской биеннале вы ездили на Венецианскую. Вы как-то «отсчитываете» свою биеннале от этой ситуации?
- Да, конечно, мы учитываем этот контекст. Основной проект биеннале произвел очень хорошее впечатление, но в то же время на ней очень ярко высветилось то, что происходит сегодня с российским искусством. Русский павильон там представлял Вадим Захаров, уважаемый художник, концептуалист. Основной его проект назывался «Золотой дождь» - и там действительно был дождь из специально напечатанных монет. А чуть раньше у основателя московского концептуализма Андрея Монастырского был проект «Фонтан дружбы народов» - и он тоже был из золота. Мне, честно говоря, как-то не по себе от этого имперского клише. Московский концептуализм все ценили за ироничность, за то умение этих художников работать с мыслью, с действием. У них почти не было материального. А сейчас, когда к ним пришло признание и они выступают от имени страны, они работают с золотом. А материал все-таки выражает невербальные ценности и внутренние интенции художника. Мне кажется, это отражает общую ситуацию в нашей культуре, где все больше преобладает менеджерский подход. Необыкновенная роль отдается пиару, СМИ. Все настолько просчитано, что теряется основной мотив, ради которого создается художественное произведение. Это общемировой тренд, но в России все происходит в каких-то гипертрофированных формах.
На этом фоне мы стараемся сохранить специфику этой биеннале, которая задумывалась как лаборатория, лишенная пафоса. Произведения тут создаются на месте, но очень редко остаются в виде реальных памятников. Важнее нащупать и реализовать новые идеи, сохранить саму ситуацию изменчивости и роста. В общем, здесь, посреди степей, на берегу великой реки, мы стараемся собрать художников, не тронутых синдромом золочения.