Новости культуры российских регионов
9 августа 2013
Центр

Всегда кстати

В выставочном зале на Кирова работает выставка Александра Ворошилина.

Может, и не совсем к месту утверждение, вынесенное в заголовок материала: настоящее искусство и  вольный тон разговора о нем – пара не самая гармоничная. Но суть явления, о котором пойдет речь,  расхожее словосочетание определяет точно: мастерство воронежского художника Александра Ворошилина – гарант его уместности везде и всюду. Хорошего много не бывает.

Ворошилин – из числа неуспокоенных, ищущих художников. Творит, выдумывает, пробует – и чем дальше, тем интереснее. Не скажу, что он один у нас такой: фанатов профессии, способных, не предавая азов, смело и настойчиво привносить в классику современность, в Воронеже, к счастью, хватает. Но к бесконечности их количество явно не стремится. Потому каждая встреча с каждым из авторов этого круга – праздник.

Не без карнавала

Сегодня праздник имеет место быть в зале на Кирова. Вернее, уже на подступах к нему – в фойе. Этот момент кажется принципиальным: когда на пути к основной выставке,  размещенной непосредственно в зале, зрителя встречают качественные «изобразительные»  образцы  – настрой на дальнейший просмотр получается тот, что надо.

Александр Ворошилин  выходит на публику с похвальным постоянством. И чаще всего не в одиночку прославляет фамилию: семья Ворошилиных – триумвират, который вместе и в жизни, и в творчестве. Соответственно – на выставках тоже;  компанию родителей, Александра и Ирины, с недавних пор дополнила дочь Анна, убедительно доказавшая, что природа отдыхает на детях талантливых людей не всегда…

Что касается Александра – он в своем творчестве полифоничен и многовариантен:  портреты, пейзажи, натюрморты, вещи философской направленности. Не лобового действия,  нет: этот художник – большой  фантазер, он умеет придумывать и подавать свою придумку образно. Отчасти – не без карнавала, театральности и декоративности. Но без натянутости и ложной многозначительности, с использованием сегодняшнего живописного языка: все «фишки» – ради состоятельности образа, который должен быть оригинальным и выразительным.

Главное – желание

 Работы Ворошилина активны, отчасти провокационны: он подспудно, опосредовано стремится растормошить, «растолкать» зрителя. И спровоцировать его на реакцию: художник явно предпочитает диалог монологу. И верит в виртуального собеседника, то бишь зрителя, видит в нем единомышленника. Что редкость для мастера такого плана:  авторы ассоциативных  работ  – в основном, чистой воды индивидуалисты. Спокойно, а то и с гордостью признающиеся в том, что в зрительском понимании не нуждаются: не каждому, дескать, дано дорасти до их уровня. А вот в Ворошилине снобизма – ни на грош, его искусство уважительно к человеку как таковому. Если, конечно, тот не примитивен до неприличия…

 Отмечу и  позитив творчества Александра. Нет в нем и намека  на  псевдорусскую  унылую кротость: экспрессией произведения «бурлят» всегда. Даже духовной направленности,  которую живописцы обычно разрабатывают с понятной осторожностью – в смысле эмоций (у иного художника им недолго и в страсти перерасти). Видимо, дело в глубокой включенности в тему?

– Так получилось отчасти само собой, – пояснил автор. – На размышления православного толка «сработали» наши семейные поездки по святым местам – в Суздаль, в Переславль-Залесский, которые оставили очень яркие впечатления. После и этюдов было много написано, и работ на библейские темы.

На любимый журналистский вопрос «что дальше» Александр отвечал философски: как Бог даст…

– Надо работать и работать, а что получится – трудно сказать. Главное – желание есть, так что будем надеяться на лучшее.