Новости культуры российских регионов
3 августа 2013
Поволжье

«Сомнений много, но надо продолжать»

Журналист АКИ поговорил с директором «Ракурса» Михаилом Купербергом об отношении властей к кинообразованию в стране и судьбе киноклуба, падении зрительского интереса к арткино и принципиальных для сезона картинах.

 Грустные итоги

- Каковы итоги прошедшего сезона в «Ракурсе»?

- 33-й сезон мы завершили со смешанными чувствами. С одной стороны, сделано немало, но итоги нас не порадовали. Мы традиционно занимаемся кинопросвещением и кинообразованием, показывая новые лучшие, на наш взгляд, произведения искусства кино, выходящие в российский прокат. Наши показы сопровождаются лекциями киноведов, и нередко мы со зрителями обсуждаем увиденное.

В этом сезоне было показано около 70 новых фильмов - это по большей части фильмы-лауреаты престижных международных и российских кинофестивалей - и примерно столько же классических. Также мы провели традиционный кинофестиваль с Альянс Франсез Самара «Натали Бай и другие», четыре фестиваля короткометражных фильмов (Манхэттенский и Future Shorts) и фестиваль «Польское кино: особые приметы». Прошли творческие встречи с режиссерами Василием Сигаревым (премьера фильма «Жить»), Светланой Басковой (премьера фильма «За Маркса...») и с выдающимся художником и режиссером Рустамом Хамдамовым (премьера фильма «Бриллианты. Воровство»).

Однако число зрителей нас радовало не всегда. С наибольшим успехом проходили встречи с нашими гостями, показы фильмов «Любовь» Михаэля Ханеке, «Возлюбленные» Кристофа Оноре, «Написано Сергеем Довлатовым» Романа Либерова и некоторых других. Но большая часть актуальных современных кинолент, как российских, так и зарубежных, не привлекла того числа зрителей, на которое мы рассчитывали. Причин снижения зрительского интереса немало: это и возможность смотреть такого рода фильмы в Интернете, и появление какого-то числа фильмов «ракурсовского» формата в мультиплексах, и разнообразные альтернативные культурные события, происходящие в Самаре, в том числе и с кинопоказами, но главная причина — в самом современном кино, в кризисе идей, драматургии.

Что касается технической стороны, то с сентября 2012 года мы не можем показывать фильмы на кинопленке. Дистрибьюторы арт-кино не выпускают фильмы на кинопленке по определению. Мы же не имеем возможности приобрести цифровой проектор формата DSP и вынуждены показывать фильмы только на DVD или Blu-ray, дождавшись, пока их выпустят в этом формате. А от проката этих фильмов в кинотеатрах до выхода на диске часто проходит много времени. Слава богу, некоторые дистрибьюторские компании продолжают выпускать фильмы одновременно на DVD и DSP, и «Ракурсу» удалось показать многие из этих лент в день их премьеры в кинотеатрах. Но с каждым годом таких организаций становится все меньше.

Еще одним грустным итогом сезона стала смерть ряда выдающихся фигур в современном кино: ушли из жизни Алексей Герман-старший, Алексей Балабанов, Петр Тодоровский, Герц Франк, авторитетнейший архивист Госфильмофонда Владимир Дмитриев, благодаря которому «Ракурс» еще в 80-е годы ХХ века показал ряд шедевров мирового кино. Для всех, занимающихся искусством кино, это невосполнимые утраты.

 

Редкие открытия

- Какие фильмы стали для вас лично событиями сезона?

- Их немного. Это «Любовь» Михаэля Ханеке, Holy Motors Лео Каракса, «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля, «Табу» Мигеля Гомеша, «Мастер» Пола Томаса Андерсона, из российских - «Конвой» Алексея Мизгирева, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. К сожалению, разочарований с каждым годом все больше. А вот фильмы программы фестиваля польского кино понравились практически все.

Главным событием сезона, безусловно, стала встреча с Рустамом Хамдамовым, приезда которого мы ждали и добивались более 20 лет. Встреча с ним наверняка станет одним из самых значимых в истории «Ракурса» событий, наряду с приездами в разные годы Юрия Норштейна, Александра Сокурова, Киры Муратовой...

- Почему мнение зрителей часто расходится с мнением критиков и киноведов?

- Потому что мы как профессионалы предпочитаем поисковые картины, которые касаются развития киноязыка и предполагают разговор о сущностных вопросах. По сравнению с 70-80-ми годами, сегодня такие фильмы продолжают быть востребованными у критиков, специалистов, но они уже не в почете у зрителя.

Проблема в расхождении взглядов критиков и зрителей заключается и в самом кино, и в людях, его делающих. Сегодня очень мало режиссеров, которые умеют говорить с публикой универсальным языком, как это было в «Новом Голливуде», фильмах Чаплина, Хичкока, Трюффо, Кустурицы или Альмодовара.

Даже появилось новое поколение режиссеров, делающих медитативно-созерцательное кино. Эти авторы и сами говорят, что делают «кино без зрителей», правда, их работы получают высокую оценку у критиков. Но я, например, ценя их поиски, все-таки не могу уравнять их работы с произведениями Тарковского, Бергмана, Рене, Брессона или Антониони.

 

Мечты о лучшем

- Возможно ли в России создание нормальной системы кинообразования? Одобряете ли вы инициативу введения в школах предмета «100 фильмов»?

- Во всех цивилизованных странах существует такая система в обязательной либо факультативной форме. В СССР отдельными энтузиастами-киноклубниками в различных городах предпринимались попытки школьного кинообразования. Обязательным предметом кино стало только в Эстонии.

В современной России, где культуре и образованию уделяется внимания еще меньше, чем в СССР, эта программа пока не реализуема, хотя сама идея хороша, и предмет интересен для школьников. Говорю это по своему опыту ведения открытых уроков кинообразования в ряде средних школ Самары.

Усилиями Союза кинематографистов РФ и нашей местной организации в последние годы было проведено несколько конференций и круглых столов по вопросам кинообразования. На последнем таком круглом столе в апреле 2013 года даже прозвучала идея сделать Самарскую область экспериментальной площадкой по внедрению такой программы в курс средней школы. Дело за малым — необходима воля руководства министерств образования и культуры в реализации этого намерения. Я и мои коллеги готовы поддержать это начинание.

В связи с кинообразованием до недавнего времени в городе велось очень много разговоров по поводу превращения ЦРК «Художественный» имени Ивановой в центр кинопросвещения и кинообразования. Директор Госфильмофонда общался с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, министром культуры Ольгой Рыбаковой по поводу перехода «Художественного» в федеральное ведение Госфильмофонда. Но результат этих переговоров до сих пор неясен.

Если бы это произошло, на его базе можно было бы создать синематеку, киномузей и тогда «Художественный» стал бы настоящим центром кинопросвещения и кинообразования, мы же со своими знаниями и опытом готовы помогать в его становлении.

- Это разговор о перспективах. А что ждет нас в сентябре, откроет ли «Ракурс» свой новый сезон?

- Положение дел в киноклубе вызывает у нас много сомнений. Но продолжать нужно. По-видимому, придется уменьшить количество показов, создавать показы-события, онлайн-конференции, при наличии возможностей у наших партнеров продолжать встречи с кинематографистами.

Пока же могу сказать, что ведем переговоры о проведении традиционного фестиваля с Альянс Франсез Самара «Сандрин Боннер и другие», очередного Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, о показах фильмов-лауреатов крупнейших международных киносмотров нынешнего года.

Михаил Куперберг - киновед, кинокритик, член Союза кинематографистов России, является основателем и бессменным руководителем киноклуба «Ракурс». В киноклубе он ведет программу «Отборные кадры. Классика», в рамках которой показывает лучшие картины за всю историю мирового кино. На радиостанции ТОК FM Михаил Куерберг ведет программу «За кадром», на которой с деятелями культуры и искусства Самары обсуждает как последние вышедшие ленты с классическими фильмами, так и актуальные вопросы и тенденции киноискусства.