Новости культуры российских регионов
3 августа 2013
Поволжье

«Я спокойно отношусь к тому, слушают ли нас сегодня»

Евгений Федоров об альтруизме группы Zorge и ее поклонников.

На фестивале «Метафест» выступила питерская рок-группа Zorge во главе с экс-лидером Tequilajazzz Евгением Федоровым. За несколько часов до концерта на встрече с журналистами Федоров рассказал о новом альбоме группы, жизни в Тбилиси, музыкальном краудфандинге и своем отношении к участию артистов в предвыборных кампаниях.

 

- Новый альбом Zorge, по слухам, выходит осенью?

- Мы планируем его презентацию на начало декабря: 1-го и 8-го будут концерты в Петербурге и Москве. Скорее всего, покажем пластинку и в регионах.

- Дебютный альбом Zorge был концептуальным, во всяком случае, важна была тема путешествий. Что будет в новом?

- Мы не придерживались какой-то концепции. В альбоме есть обманчивые маркеры в виде географических названий и каких-то способов перемещения, но так или иначе он был о том, что происходит внутри человека, и о том пространстве, в котором он перемещается в своем внутреннем поиске. К сожалению, теперь уже мы понимаем, что большое количество песен могли в него не включать. Альбом получился длинноват (75 минут), что не очень хорошо для восприятия. Просто хотелось максимально показать то, что мы можем - это портфолио, презентация намерений, демонстрация диапазона, в котором группа может существовать. Следующая пластинка будет значительно короче и не произведет впечатления концептуальной работы.

- В нее войдут уже вышедшие синглы?

- Частично, причем в альбом будут входить, как правило, би-сайды. То есть заглавные песни, которые, казалось бы, являются паровозом для сингла, в альбом не войдут. В нем будет превалировать совсем другое, более сумрачное настроение.

- На прошлый альбом вы собирали деньги с помощью краудфандинга. Вы довольны этим опытом?

- Это сработало, но я не уверен, что получится еще раз. У нас проходит вторая акция с проектом «Монголоид», там собираются деньги, но уже не так успешно, как первый. С другой стороны, мы не так усиленно пропагандируем эту затею.

- Есть какой-нибудь коммерческий смысл в издании синглов?

- Никакого, как и в издании альбомов. Это абсолютно альтруистическая штука.

- Вас нет разве на iTunes?

- Мы есть на iTunes, но деньги там минимальные. С этой проблемой недавно столкнулся Том Йорк. Он и его коллеги забрали свои материалы с музыкального сервиса Spotify, обнаружив, что за год у них накопилось по 12 долларов. В то же время за первую неделю продажи альбома In Rainbows они заработали 6 миллионов фунтов. Свободная продажа треков через Интернет рассчитана исключительно на энтузиастов, на такую категорию людей, которые ночью, когда их никто не видит, бросят окурок мимо урны, а потом вернутся и поднимут. Когда сидишь наедине со своим компьютером и у тебя есть выбор - нажать кнопку и заплатить два доллара или не заплатить ничего, подавляющее большинство людей (и это, как показала практика, не зависит от места проживания, социального статуса, состояния кошелька, наличия золотых и прочих кредитных карт) жмут на кнопку «качать бесплатно». За исключением тех, кто искренне хочет помочь. Наше творчество сделано альтруистами, несмотря на то, что мы в основном выступаем за деньги. И рассчитано оно на людей, которые стоят на альтруистическом пути, на идеалистов по своей натуре. Но и зарабатывать надо, у меня, например, четверо детей. Сейчас об этом можно говорить, а в 1990-х и 2000-х, когда группа Tequilajazzz была очень популярна, артисту было не очень к лицу признаваться, что он имеет два, а то и три сторонних заработка, чтобы прожить.

- Вы сейчас живете в Петербурге?

- Да, с мая. В принципе, я не проживаю нигде, у меня давно нет никакой жилплощади, и, похоже, этот вопрос становится принципиальным. Я не привязан ни к какой географической точке, но сейчас в Петербурге, потому что очень много работы. Кроме записи нового альбома есть еще несколько проектов, которые требуют постоянного присутствия в Питере или Москве.

Я попробовал делать все это из Тбилиси, но ничего не получается. Тбилиси не приспособлен для того, чтобы полностью отдаваться чему-то, требующему затворничества. Это очень гостеприимный город, и в нем много отвлекающих факторов, вредных для печени и просто поедающих твое время. Там мы будем только в те периоды, когда не нужно будет ничего делать, а это, похоже, наступит не скоро.

- Ваш отъезд в Грузию преподносился как переезд.

- Это не был отъезд в Грузию, я просто туда периодически перемещаюсь. Журналисты часто упоминали меня во фрондерском контексте, и мы не спорили ни с кем.

- Это выглядело как политический шаг.

- Отчасти так и было, конечно.

- Сейчас вы вернулись, политические баталии не угасают - в Москве готовятся к выборам мэра. Как вы ко всему этому относитесь, и насколько комфортно вам снова жить в Питере?

- В Питере мы, в первую очередь, для того, чтобы заниматься музыкой. Нужно быть осторожным, потому что даже в самые радостные и альтруистические моменты возникает ощущение, что тебя использует та или иная сила. Мы с этим сталкивались неоднократно, когда те или иные политические течения приходили за поддержкой накануне выборов. Последний раз принимали участие в 1996-м, по-моему. Тогда такое время было дурное. Мы участвовали в туре «Голосуй, или проиграешь». Сейчас стали более разборчивыми.
- Несмотря ни на что, музыка у вас все светлее и радостнее.

- Это та ее часть, которую мы позволяем себе выпускать. Я уже давно обнаружил, что песня программирует мою собственную жизнь. Стоит соврать в песне, придумать какую-то ситуацию якобы про себя, и это сбудется буквально на следующий день. Я понял, что есть огромное количество тем, которые лучше не трогать, не ворошить, потому что за них придется отвечать. Негативные векторы, которые ты посылаешь, рано или поздно настигнут тебя и твоих близких, поэтому на широкую аудиторию мы выпускаем только безболезненное.

- А песни Tequilajazzz, которые вы играете?

- Они довольно мрачные. Опять же, мы не играем песню «Самолет» и подобные ей, проникнутые духом 90-х, депрессией, упоением этой депрессией. Многие песни уже это пережили, они существуют в виде такого обезвреженного штамма, за них я уже «получил по голове» от мироздания. Сейчас они в виде сыворотки, прививки для молодого поколения.

- Как вы относитесь к тому, будут ли вас слушать через 30 лет?

- Абсолютно спокойно. Более того, я спокойно отношусь к тому, слушают ли нас сегодня. Согласитесь, сегодняшний день гораздо важнее завтрашнего. Сколько бы мы ни говорили, что живем для завтрашнего дня, все это умозрительные конструкции, которые ведут к чудовищным результатам. Как мы знаем, самые чудовищные вещи произошли под знаменем светлого будущего на планете. Надо заниматься днем сегодняшним.

И не прошлым. Очень много трудов наших сограждан направлено в прошлое. Очень долго мы снимали кино и писали книги о 1940-х годах, что понятно, затем, когда началась Перестройка, был период интереса к 1930-и и 1920-м. А сейчас мы говорим о том, как хорошо все было в Советском Союзе. Это неправда.

 

Евгений Федоров (род. 3 октября 1965 г.) - музыкант, актер и композитор, лидер группы Zorge. Играл в группах «КСК», «Автоматические удовлетворители», «Объект насмешек», «Пупсы», «Четыре ветра». В 1993 году основал группу Tequilajazzz (распалась в 2010-м). В сентябре 2010-го образовал группу Zorge. Активная концертная деятельность группы началась в феврале 2011-го с премьерного выступления в петербургском клубе «Цоколь». Вскоре группа записала дебютный сингл «Формула» и первый альбом (на конец 2013-го запланирована презентация второго). Создатель и лидер супергруппы The Optimystica Orchestra. Пишет музыку для кино и телевидения (сериал «Тайны следствия» и др.).

С 2012-го живет на два города - в Санкт-Петербурге и в Тбилиси.