Новости культуры российских регионов
2 августа 2013
Центр

Педагогическая поэма

Галерея «Нефта» знакомит с творчеством самодеятельных художников.

Имя руководителя  студии, объединившей любителей самовыразиться при помощи карандаша и кисти, на слуху не только у профессиональных художников. Дмитрий Фисунов – в той же мере живописец, в которой и бард.  Я, честно говоря, ненавижу определение «творческая личность»; оно, благодаря бездарям, выучившим незамысловатую формулировку и направо-налево ею козыряющим, дискредитировано давно и надолго. Но  тут – случай самый тот, уверена…

Применительно к Фисунову ошельмованное словосочетание  – наиболее правильное, максимально точное.  Это действительно – личность, и действительно – творческая. Не побоявшаяся  в ранге члена Союза писателей России, успешно продаваемого автора, известного далеко за пределами Воронежа, свернуть  на педагогическую стезю. Зачем? На этот вопрос отвечает и выставка в «Нефте», и комментарий  к ней автора и вершителя процесса.

С Микеланджело на пару

Идея организации студии, рассказал Дмитрий, возникла лет десять назад.

– Тогда я  почувствовал: хочу передавать то, что накопилось, – откровенничал на церемонии открытия выставки художник. – И вот три года назад образовалась студия, обосновавшаяся в моей мастерской; итог   деятельности этого образования мы подводим сегодня. Он интересен  тем, что у нас реализуются самые разные варианты: в студию  приходят  люди с подготовкой и без нее, любого возраста, начиная с девяти лет. И мало-помалу процесс обязательно идет: кто-то через три месяца начинает выдавать практически завершенные произведения, кто-то – спустя  полгода… 

Насколько результативны плоды таких усилий,  показывает экспозиция в «Нефте». Претензий – с точки зрения дотошного искусствоведа – можно предъявить к ней кучу. Главная – не все студийцы понимают, что такое перспектива,  объем, глубина. Знаний и  навыков должно быть побольше. Но в искренности, желании распахнуть душу зрителю не откажешь никому – это читается однозначно.

Фисунов признается, что поворот в сторону наставничества был неожиданностью для него самого.

– Казалось бы, какой-то путь пройден, какие-то рубежи взяты, – рассуждал художник. – А оказывается, надо еще и еще образовываться – с тем, чтобы учить других. У нас с учениками взаимовыгодный контакт: я даю им то, что знаю сам, взамен получаю то, что знают они. Это обоюдная подпитка. Переоценка возможностей и достижений идет колоссальная, бешеная просто; после общения со студийцами я некоторые свои работы задвинул подальше и никому их не показываю. А еще наступило, наконец, продуктивное такое спокойствие: хочется делать что-то серьезное, весомое. Развиваться, а не повторять бесконечно  покупаемую вещь, как бы хорошо она не реализовывалась. Если раз за разом эксплуатировать одну и ту же находку – чокнуться можно…

Дабы утвердить примат духовности над материей Дмитрий решил спеть.  Да не кого-нибудь – мастодонта Эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти; песня на его стихи и прозвучала. На музыку, что естественно для ситуации, маэстро Фисунова.

Основа – любовь

Руководитель студии поведал, что инициатором выставки в «Нефте» явилась одна из его учениц – Елена  Шипулина.

– Учитель в жизни любого человека значит очень много, – считает Елена Михайловна. – И это не зависит от того, сколько лет ученику: он может быть ребенком, может – взрослым. Главное – встретиться с мастером, который способен что-то тебе дать…

В учениках Фисунова – люди разных профессий.  Артисты, которые выступили на открытии выставки с оперным пением, педагоги, предприниматели. А подавляющее большинство питомцев – студенты  и школьники, что обнадеживает: если племя младое, вопреки соблазнам нашего времени, делает выбор в пользу серьезного творчества – с будущим порядок.

Сегодня студию постоянно посещают человек двенадцать. А всего за время ее существования науку Дмитрия Фисунова постигли около полусотни человек. Может, цифра и не заоблачная, но если стольким  людям растолковано,  что такое художественный вкус и настоящая живопись  – респект и уважение  педагогу.

Потенциальных учеников Фисунов не сортирует. Никому не возбраняется попробовать себя на изобразительной стезе: кто хочет учиться – учится.

– На первом-втором – вводных – занятиях я говорю об основополагающих вещах; это пять-шесть пунктов, без оглядки на которые бессмысленно что-либо делать, – рассекречивает преподавательскую методику  Дмитрий. – А дальше каждая работа требует своего подхода. Люди сами выбирают, на чем сосредоточиться: тему, ее разработку, подачу. Проходят, по сути, индивидуальные занятия: каждый получает именно то, за чем пришел. Один предпочитает штудии, азы, другой хочет  свои наблюдения воплотить – пожалуйста! Тут главное – любовь, которая основа всего:  человеку что-то нравится – я с его выбором считаюсь.