Новости культуры российских регионов
30 июля 2013
Сибирь

Ирония - синоним патриотизма?

Современное искусство заняло свое место в художественном музее.

43 снежинки в пять рядов и зелено-белые полоски: вот флаг Соединенных штатов Сибири, который встречает каждого посетителя Томского художественного музея на одноимённой патриотично-ироничной выставке. Придумал флаг омский художник Дамир Муратов. Даже если не знать, что это  реплика на знаменитую работу Джаспера Джонса «Флаг», иронию или даже сарказм по отношению к американскому «брату» уловить нетрудно.

Ирония – вот главное художественное средство, которым щедро пользуются сибирские художники, вставшие под снежно-полосатый флаг. Это авторы представленных на выставке работ - Сергей Беспамятных, Константин Ерёменко Евгений Иванов, Юрий Артюшкин (Новосибирск); Ольга Тээр (Алтай); Дмитрий Булныгин (Москва – Новосибирск); арт-группа «Синие Носы» (Новосибирск - Москва); Дамир Муратов, Александр Белоусов (Омск); Василий Слонов(Красноярск). Директор Сибирского филиала ГЦСИ Анна Терешкова назвала эту веселую братию настоящей «сборной Сибири по современному искусству». Она же на открытии выставки заявила, что ирония – это, с одной стороны, средство от ложного пафосного патриотизма, а с другой стороны – это способ художников заявить о своей любви к Родине.

Аналогия со сборной возникла благодаря топорам Василия Слонова, на которых «выгравированы» олимпийские девизы и другая спортивная символика, а также благодаря плакатам«Welcome Sochi-2014», где главный герой Чебурашка представлен то в виде матрешки, то в виде добродушной маски, которой прикрывается злобная обезьяна, то в виде доктора. Надо сказать, эти плакаты, особенно плакат с огромным белым мишкой, готовым растоптать звезд российского фигурного катания, вызвали бурю возмущений у пермяков. Выставка «Соединенные штаты Сибири», показанная на фестивале «Белые ночи» в Перми, сдетонировала скандалом и последующим увольнением Марата Гельмана. Зато москвичи и питерцы приняли работы сибиряков с восторгом. Ну и томичи оказались в одном ряду со столичными любителями искусства. Как заметили Анна Терешкова и кураторы проекта Вячеслав Мизин и Сергей Самойленко, томичи оказались впереди всех. Потому что Томск впервые этой выставке предоставил залы художественного музея для экспонирования работ, которые вызывают неоднозначную реакцию публики. 

Это признание позволяет сделать два вывода: во-первых, с чувством юмора у томичей все в порядке, а, во-вторых, сибиряк сибиряка всегда поймет. Умение понять и принять  - это далеко не последние качества, которые требует от посетителя эта выставка. Потому что она - не для наслаждения. Сатирой, сарказмом, даже иронией не наслаждаются, их оценивают, ими можно восхищаться, с такой интерпретацией можно спорить, но нельзя оставаться равнодушным. Именно к неравнодушию и взывают авторы картин.

Работы Муратова (среди которых особенно известны «CheBurashka» и «MickeyMao») - игра с образами массовой культуры и национальными мифами. Для «СШС» художник подготовил новый цикл «Если бы они родились в Сибири». Например, Дамир Муратов дал в руки Элвиса баян, а Майкла Джексона заставил пасти коров. Люди, хорошо знакомые с русским и советским искусством без труда узнают и прототипы картин, которые послужили омичу поводом для фантазии. Тот же Джексон  вписан в сюжет Пластова «Витя - подпасок».

Позицию отстраненной шутливости, заявленную куратором выставки Вячеславом Мизиным (арт-группа «Синие носы»), разделяют все без исключения участники: «Выставка о том, как мы живем в нашем мире и разбираемся с недостатками с ироничной улыбкой. Надо не забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы. К нашей радости, в Сибири национальных проблем нет. В Сибири и на Урале людей по национальности особо не различают. Во всяком случае, не придают этому большого значения. Потому, видимо, что зимой здесь холодно, и совместное выживание всегда было важнее. Социальные конфликты оказались также сглажены, ибо никого в Сибири дальше Сибири не ссылали. Поэтому мы весело смотрим на общие вопросы со стороны, тем более что эти вопросы вовсе не национальные, а интернациональные. Скорее житейские, чем надмирные. Сибирь — это бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк — не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности».  

Даже в географии сибирские художники увидели повод для улыбки. Именно она появляется на лице, когда рассматриваешь работу Константин Еременко, где воспроизводится карта России с выделенными регионами Сибирского федерального округа, его очертания напоминают мужской половой орган. Используя аэрограф и воображаемые факты, художник доказал, что «все события в истории человечества рождались в Новосибирске». Сохраняя критическую юмористическую дистанцию, «сборная Сибири» иронично комментирует реальность. Новосибирец Сергей Беспамятных представил яркие зарисовки быта и нравов сибиряков в наивном стиле с налетом психоделии. По словам художника, живопись должна быть подобна рок-н-роллу. Николай Копейкин, работающий под псевдонимом «А.Копейкин», послал бывшим землякам «Слонов Петербурга», и эпическое полотно «Война миров», написанное в стиле «веселых картинок». Василий Слонов, как бы посылая привет из Красноярска в Краснодар, создал смешные, но до боли верные, «изнаночные» символы грядущих олимпийских игр 2014 года в Сочи. По словам одного из участников проекта, фотографа Евгения Иванова, «выставка объединена общим драйвом, активным отношением к жизни, желание в ней покопаться». Подобная позиция стала веселой тактикой современного сибирского искусства.  

В Томск выставка «Соединенные Штаты Сибири» приехала 12 июля уже с грузом впечатлений от просмотров не только в Перми, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Везде вызывала неравнодушные отклики. «Выставка объединяет множество работ, посвященных поразительному несоответствию вещей, из которых складывается наша действительность. Она показывает, что мы живем одновременно в разных веках, - подметил критик проекта Slon.ru. -С одной стороны, ходим в лаптях, с другой – разговариваем по мобильным телефонам...». Самоирония, по мнению столичных критиков - уникальный русский случай. Валентин Дьяков в «Коммерсанте» написал, что сюжеты работ авторов «СШС» кажутся сборником анекдотов: «Глумливое чувство юмора — главная отличительная черта искусства Сибири, и, пожалуй, настолько веселых работ в Москве не видели, возможно, с 1980-х. …Сибиряки мало интересуются новейшими веяниями и трендами. Это край непуганых сатириков, где до сих пор верят в то, что искусство способно вызывать радость или дикий хохот — нужное подчеркнуть».