Новости культуры российских регионов
10 июля 2013
Сибирь

Под снежно-полосатым флагом

«Олимпийская» сборная художников Сибири представляет современное искусство в областном художественном музее.

Название выставке «Соединенные Штаты Сибири» дала работа омского художника Дамира Муратова, изобразившего гипотетический флаг Сибири, на манер американского - полосатым и со снежинками-штатами. Это  реплика на знаменитую работу Джаспера Джонса «Флаг». Работы Муратова (среди которых особенно известны «Che Burashka» и «Mickey Mao») - игра с образами массовой культуры и национальными мифами. Для «СШС» художник подготовил новый цикл «Если бы они родились в Сибири» - фантазии на тему альтернативной судьбы голливудских звезд. Дамир Муратов дал в руки Элвиса баяне, а Майкла Джексона заставил пасти коз.

Под снежно-полосатым флагом собралась настоящая «сборная Сибири» по современному искусству: Сергей Беспамятных, Константин Ерёменко Евгений Иванов, Юрий Артюшкин (Новосибирск); Ольга Тээр (Алтай); Дмитрий Булныгин (Москва – Новосибирск); арт-группа «Синие Носы» (Новосибирск - Москва); Дамир Муратов, Александр Белоусов (Омск); Василий Слонов (Красноярск) и другие.  

Директор Сибирского филиала ГЦСИ Анна Терешкова считает, что выставка показывает сибирских художников как патриотов своей страны и Сибири. Хотя они с иронией относятся и к пафосным словам о патриотизме, и к особой «сибирскости», и к своему творчеству. Ирония и самоирония - это главные черты, объединяющие художников, живущих в разных сибирских городах.    

Позицию отстраненной шутливости, заявленную куратором выставки Вячеславом Мизиным (арт-группа «Синие носы»), разделяют все без исключения участники: «Выставка о том, как мы живем в нашем мире и разбираемся с недостатками с ироничной улыбкой. Надо не забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы. К нашей радости, в Сибири национальных проблем нет. В Сибири и на Урале людей по национальности особо не различают. Во всяком случае, не придают этому большого значения. Потому, видимо, что зимой здесь холодно, и совместное выживание всегда было важнее. Социальные конфликты оказались также сглажены, ибо никого в Сибири дальше Сибири не ссылали. Поэтому мы весело смотрим на общие вопросы со стороны, тем более что эти вопросы вовсе не национальные, а интернациональные. Скорее житейские, чем надмирные. Сибирь — это бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк — не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности».  

Сохраняя критическую юмористическую дистанцию, сибирские художники иронично комментируют реальность. Сергей Беспамятных (Новосибирск) представил яркие зарисовки быта и нравов сибиряков в наивном стиле с налетом психоделии (по словам художника, «живопись должна быть подобна рок-н-роллу»). Константин Еременко реализовал потаенные столичные амбиции в серии «Истерия Новосибирска». Используя аэрограф и воображаемые факты, он доказал, что «все события в истории человечества рождались в Новосибирске». Василий Слонов, как бы посылая привет из Красноярска в Краснодар, создал смешные, но до боли верные, «изнаночные» символы грядущих олимпийских игр 2014 года в Сочи.  

По словам одного из участников проекта, фотографа Евгения Иванова, «выставка объединена общим драйвом, активным отношением к жизни, желание в ней покопаться». Подобная позиция стала веселой тактикой современного сибирского искусства.  

Выставка «Соединенные Штаты Сибири», представляющая современное сибирское искусство,  в сокращенном варианте прошлым летом была показана в Перми на фестивале «Белые ночи», а в январе 2013 года - в Сибирском центре современного искусства (Новосибирск). В марте-апреле выставка с успехом экспонировалась в Москве, в центре современной культуры «Винзавод». За месяц выставку посетили более 10 тысяч человек, вышло 10 сюжетов на ТВ.  В мае-июне выставка экспонировалась в Санкт-Петербурге, в лофт-проекте «Этажи». «Соединенные Штаты Сибири» собрали большую прессу.  Проект Slon.ru в качестве фундаментальной черты сибирского искусства отметил иронию и самоиронию: «Выставка объединяет множество работ, посвященных поразительному несоответствию вещей, из которых складывается наша действительность. Она показывает, что мы живем одновременно в разных веках. С одной стороны, ходим в лаптях, с другой – разговариваем по мобильным телефонам...». Самоирония, по мнению столичных, критиков - уникальный русский случай. Валентин Дьяков в «Коммерсанте» написал, что сюжеты работ авторов «СШС» кажутся сборником анекдотов: «Глумливое чувство юмора — главная отличительная черта искусства Сибири, и, пожалуй, настолько веселых работ в Москве не видели, возможно, с 1980-х. …Сибиряки мало интересуются новейшими веяниями и трендами. Это край непуганых сатириков, где до сих пор верят в то, что искусство способно вызывать радость или дикий хохот — нужное подчеркнуть».