Новости культуры российских регионов
9 июля 2013
Сибирь

Очень своевременный спектакль

В Музыкальном театре Кузбасса нынешний сезон завершился премьерой спектакля «Страсти святого Микаэля».

Мюзикл Марка Самойлова поставила режиссер Любовь Дементьева-Самойлова (Санкт-Петербург).

У этого мюзикла есть второе название – «Комедианты», а те, кто видел фильм Якова Протазанова «Праздник святого Йоргена» (1930), опознают в материале знакомую историю. Вообще в основу сюжета положен роман датского писателя Харальда Бергстедта, антиклерикальный пафос которого был чрезвычайно близок советской стране (потому, верно, и фильм получился классным: репризы для него писали Ильф и Петров, главные роли исполнили Ильинский и Кторов). Словом, когда Марк Самойлов взялся за музыку для этого спектакля, видимо, был уверен, что получится не менее искрометное зрелище. Кстати, в 1984 году «Страсти святого Микаэля» уже ставились на Кузбасской сцене, тогда спектакль продержался в репертуаре три года. И вот – новое явление «Комедиантов».

Жена композитора, постановщик спектакля Любовь Дементьева, считает этот мюзикл одним из лучших его произведений. На мой вкус, музыкальный материал здесь чересчур пышен и разностилен. Мелодический талант маэстро отчетливее виден в более поздних его произведениях – «Астрономии любви», «Прелестях измены»… По-моему, если бы «Страсти святого Микаэля» решительно подсократить в некоторых местах, мюзикл от этого только бы выиграл. Тем не менее, хочется поздравить театр с новым ярким приобретением. Спектакль получился драйвовым, изобильным, пестрым, озорным – каким и должна быть комедия дель арте, а ведь именно об этом стиле, о комедии масок заставляет вспомнить новая постановка.

В сущности, спектакль твердит нам о приоритете театра и театральности над скукой и прагматикой жизни. Бродячая труппа артистов приходит в некий средневековый город накануне традиционного праздника – Дня святого Йоргена. В этот день по традиции весь город выбирает «невесту святого» (своеобразный конкурс красоты), выгоду от которого, понятно, получают лишь высокопоставленные святые отцы. Череда розыгрышей и перевертышей, в которые втягиваются артисты, их конфликты со стражей и церковью, любовная линия, которая осложняет и еще больше запутывает интригу – вот суть сюжета. Но дело отнюдь не в нем. А в чем же? А в той молодой и жаркой жажде жизни, которой постановщикам удалось наполнить спектакль. Веселое дуракаваляние с бесконечными переодеваниями (мужчин в женщин, женщин в мужчин, шутов в святых, старых дев в страстных невест), с комичными дуэтами, с необычными хорами – вот главная прелесть нового спектакля.

Отметим, что особая роль выпала тут на долю Владимира Жукова (Марчелло). Он, да пожалуй еще Евгений Лихманов (капитан Рафаэль) держат на протяжении всего действа и главный нерв, и (в конечном счете) успех спектакля. Впрочем, та самоотдача, то удовольствие, с которой эти вокалисты предаются сценическому действию, заразительным образом сказывается на всей труппе. И вот уже нельзя без удовольствия смотреть на эскапады служанки Паулины (Елена Ляшенко), на смены образов, явленных Олеандрой (Эллина Александрова-Тельбух) или Микаэлем (Вячеслав Соболев), на хор «претенденток в невесты», собранный из лучших солисток театра (в нем – три заслуженных, когда вы видели такую роскошь в провинциальном театре?).

Говоря об удачах спектакля нельзя не остановиться и на сценографии (художник-постановщик Иван Совлачков). Роскошные декорации, точно и стильно имитирующие величественную готическую архитектуру, выразительные детали, отсылающие к хрестоматийным образам, создают (по контрасту с озорным действием) то необходимое напряжение, которое так важно для любого зрелища. Поражает умение автора столь грамотно решить сценическое пространство, что просто физически чувствуешь, как комфортно артистам существовать в нем. И как внятны зрителям все сложные мизансцены, идущие одновременно на помосте и авансцене. Кстати, этот помост легко трансформируется то в алтарь собора, то в будуар Олеандры, то в балкон над главной площадью города…

Антиклерикальный пафос постановки сегодня, когда церковь отчего-то присвоила себе право быть арбитром вкуса во всех сферах искусства, актуален особенно. И переклички с современностью в спектакле очевидны. Но режиссеру одной этой мысли было мало. Любовь Дементьева с женской старательностью выводит на первый план лирическую линию. На мой вкус, длинные любовные дуэты Микаэля и Олеандры, эти бесконечные признания в нежных чувствах выглядят несколько приторно (чтобы не сказать занудно) и заметно снижают и кураж, и общий уровень спектакля.

Аранжировщик саундтрека Артемий Туркичев и дирижер Владимир Хвилько (спектакль идет с живым оркестром, сопровождаемым фонограммой) наполнили постановку обилием музыки (кажется, ее здесь много, как ни в одном ином мюзикле Самойлова). Правда, звук, отточенный до филигранности, зачастую лишен «аромата жизни». Нужны ли микрофоны и компьютерная «отделка» музыкальному театру – вопрос спорный. На мой вкус, в данном случае они несколько «замеханизировали» звучание, придали ему ретро-привкус в стиле «космической музыки» 1980-х. Впрочем, это всего лишь частное мнение одного из зрителей…