Новости культуры российских регионов
9 июля 2013
Сибирь

Проводник для кукловода

Владимир Машков деятельно любит малую родину.

У всех больших людей есть малая родина. Большие люди по отношению к ней ведут себя по-разному. Иногда – стесняются происхождения, иногда бравируют им, иногда ностальгируют. Народный артист России Владимир Машков, чье детство и юность прошли в Новокузнецке, относится к этому городу иначе: он, как хороший сын, продолжает любить его деятельно, участливо, не оставляя заботы о тех, кто стоял у истоков его судьбы.

Нынешним летом, например, он оплатил поездку Новокузнецкого театра кукол «Сказ» в США, в город Брэнфорд. Новокузнецкие артисты дали там пять интерактивных спектаклей и провели серию мастер-классов по программе арт-терапии «Кукла лечит». Итогом этой поездки стало создание специального фонда и договоренность о долгосрочном сотрудничестве сибирского театра с американскими педагогами, которые занимаются «особыми» детьми. Впрочем, обо всем по порядку.

Ноги вернула… марионетка

Про таких, как Машков, говорят «вырос за кулисами». Он родился в Туле, в Новокузнецк его семья переехала, когда мальчику было четыре года. Мама – Наталья Ивановна Никифорова – режиссер-постановщик, вскоре становится главрежем театра, отец – Лев Петрович Машков, замечательный характерный актер, быстро выдвигается на все основные роли репертуара.

А маленький Володя, подхвативший где-то вирусную инфекцию, тяжело заболевает. Осложнение после ОРВИ лишает его способности двигаться: ноги отнялись. Он лежит в больнице, прикованный к койке, и родители, чтобы как-то порадовать, взбодрить сына, однажды привозят ему в палату куклу-марионетку. Смешной клоун может двигаться, если чуть-чуть пошевелить крестовину, к которой привязаны ниточки. Володя играл с ним часами, а позже, уже взрослым, признавался: «Я тогда думал: вот научу его ходить – а потом и он меня научит…». Так и вышло. То ли лекарства, то ли внутренняя вера в чудо, то ли и впрямь магическая сила марионетки вернула малышу способность к движению.

В подростковом возрасте Машков вовсе не собирался становиться актером. Он поступил на биофак Новосибирского университета, однако через год бросил и пошел-таки в театральное училище. А до этого, как вспоминает актриса Новокузнецкого театра кукол Галина Романова, Машков-младший прошел все ступеньки театрального закулисья: подрабатывал и на монтировке, был помощником реквизитора. «И навсегда сохранил святое отношение к сцене! Приходя сюда, он просто низко кланяется этим стенам, где прошло его детство, где служили родители». Сейчас Натальи Никфоровой и Льва Машкова уже нет в живых – они ушли из жизни вслед друг за другом, похоронены на местном кладбище. Но Владимир увековечил их память самым достойным образом: в Новокузнецке он учредил премию Натальи Никифоровой «Золотой львенок», соединив в этом названии оба родительских имени.

«Впервые эта премия была присуждена в 2011 году, - рассказывает художественный руководитель театра Юрий Самойлов. – Володя вступил в наше товарищество – Сибирское объединение театров кукол, принял участие в первом фестивале «Кукла в детских руках», можно сказать, помог поднять его на новый уровень. Уже в этом году фестиваль стал международным, проходил в Болгарии, в нем приняли участие дети из Армении, Сербии, Болгарии и, конечно же, Кузбасса!».

Американский Петрушка

Собственно, этот фестиваль и стал импульсом для нового проекта, который придумали главный режиссер театра Юрий Самойлов и Владимир Машков. Придумали вместе. Проект этот – «Кукла лечит» - развивает идеи арт-терапии, испытанные когда-то на себе Владимиром Машковым. Суть его проста: в театр для участия в постановке спектакля приглашаются дети-инвалиды. Разумеется, и возраст, и отсутствие подготовки, и серьезный диагноз (вроде ДЦП) не позволяют маленьким «артистам» работать наравне с профессиональными актерами. Но от мастерства и выдумки режиссера зависит многое: он может сделать так, что спектакль из обычного зрелища станет интерактивной игрой, в которой практически на равных могут поучаствовать все. И больные дети – в том числе.

Первой такой постановкой театра «Сказ» стал спектакль «Четыре сыночка, лапочка-дочка, волк и коза», где козлят водили больные дети в возрасте от 7 до 14 лет. Выбор знаковый: именно спектаклем «Волк и семеро козлят» в 1942 году открыл свою историю Новокузнецкий театр кукол. Этот же, новый спектакль произвел фурор в городе. Юрий Самойлов сегодня с гордостью признается: «Мы увидели не только художественные, но и целительные результаты. Абсолютно глухонемой мальчик за восемь месяцев сотрудничества с театром научился говорить несколько слов. Девочка с серьезной парализацией заявила родителям: «Я буду выступать на сцене!». И выступает».

Вдохновленный этими результатами, Владимир Машков активно включился в процесс кукольной арт-терапии. Прежде всего – как спонсор проекта и его координатор. Так возникла идея поездки в Америку, в маленький городок Брэнфорд (штат Коннектикут), где живут и работают друзья Владимира Машкова – художник Владимир Шпитальник, профессор Алена Григоренко, писательница Корнелия Эванс.

В этом городке в начале прошлого века существовал китайский кукольный театр, но – ушли люди, его создавшие, захирело и дело. Десант новокузнечан, которые привезли в Брэнфорд спектакль «Серенада», а также фрагменты спектаклей с русским Петрушкой, перевернул мнение горожан о театре кукол. Новокузнецкие артисты выступали в школах, встречались с детьми-инвалидами на специальных занятиях, общались с местными властями, представителями педагогической общественности. Итоги превзошли все ожидания:  уже создан специальный фонд для сбора средств на реализацию международного проекта «Кукла лечит», во главе его стали Алена Григоренко, профессор Йельского университета (США) и Владимир Машков (Москва, Россия). Средства, собранные фондом, пойдут на открытие специализированного театра кукол в Брэнфорде. Новокузнецкий театр кукол «Сказ» станет его «родителем» и наставником.

Понятно, проект это долгосрочный и на пути его реализации возможны всякие корректировки. Пока ясно одно: коллеги Владимира Машкова, новокузнецкие актеры-кукольники, благодаря его стараниям уже сегодня не чувствуют свою оторванность от большого мира. Юрий Самойлов рассказывал, как в Брэнфорде одна из юных зрительниц, побывав на спектаклях «Сказа», заявила: «Я хочу учить сибирский язык!». Так что для выхода Новокузнецка «на международную арену» затеянный кукольниками проект сделал уже ощутимые шаги.