«Под знаком «ПИ». Краткое пособие для юных авангардистов» – название выставки, прописавшейся на проспекте Революции, 29. По этому адресу с недавних пор работает Воронежский центр современного искусства. И занимается, кроме всего прочего, еще и ликбезом: наш город – не самый крепкий оплот актуальных «изобразительных» течений, так что просветить народ на этот счет не лишне.
Если развивать мысль дальше, придется спорить о вкусах. А делать это явного повода нет. Данность одна: «авангардная» выставка – случилась. И готова, согласно концепции, разработанной кураторами Арсением Жиляевым и Николаем Алексеевым, открыть свои смысловые «запасники» любому желающему; вход на «современную» территорию – свободный.
В параллельных ритмах
Сколько комнат в ВЦСИ – столько «фишек» у новой выставки. В каждом «зале» – своя история; где-то ее творят бесформенные комки газет, где-то – демократичная до неприличия одежда. Есть уголки, отдающие дань теплоте старых плюшевых игрушек и новогоднему шарму по-советски, есть – отсылающие к символике овеществленного, но бездушного мира. Все, в общем, как в жизни. Набитой «с ног до головы» предметами, смыслами и их взаимодействиями.
Арсений Жиляев, теперешний москвич, а когда-то – воронежец, в ответ на просьбу прокомментировать выставку, оговорился: история развития современного искусства в Воронеже уникальна и типична одновременно. Небольшая группа фанатичных энтузиастов, занимающихся новыми и непривычными для окружающей среды практиками, прокладывает свой путь сквозь толщу непонимания и безразличия. То ли интуитивно, то ли благодаря точной работе с доступной информацией эти люди попадают в ритм существования мировой системы искусства. И работают параллельно с ней – но в своем катакомбном, замкнутом сообществе. Где нет кураторов, критиков, выставочных залов. И зрителей тоже нет.
Именно такая ситуация сложилась в Воронеже десять лет назад: тогда здесь появилась «группа товарищей», объединившихся в междисциплинарный проект – нечто среднее между психоаналитической лабораторией и арт‐институцией. Это промежуточное положение и родило на свет Божий «имя» проекта: ПИ.
И вот уже группа «Пограничные исследования» (если расшифровать аббревиатуру) устраивает литературные чтения, квартирные выставки, перформансы, акции в городской среде и на донском взгорье, снимает фильмы. Небольшой (по масштабам мегаполиса) процесс неожиданно стал толчком развития культурной ситуации в городе, зарождения современного воронежского искусства как явления.
Время покажет
Именно этому процессу посвящена выставка «Под знаком «ПИ». Пособие для юного авангардиста». О том, как зарождалось современное искусство в столице Черноземья, рассказывают материалы о местном музыкальном, литературном, общественном и художественном андеграунде последних десяти лет. Ради чего реконструирован ряд ключевых проектов группы «Пограничные исследования» – отдельные инсталляции и перформансы. Причем одной их демонстрацией дело не ограничится. На период работы выставки в ВЦСИ запланирована серия лекций: участники «авангардного» процесса расскажут о своем творческом пути. И о том, как стать настоящим авангардистом.
Кто заинтересуется темой – должен быть готовым к безжалостной ломке стереотипов. Сегодня многое, сделанное в Воронеже в начале нулевых, выглядит довольно непривычно. Однако, настаивают актуалисты, при сопоставлении художественных интенций провинциальных художников с поисками коллег во всем мире становится понятно, что во многом эти разработки совпадают. И показывают: соединение в творческом проекте исследования коммуникативной деятельности человека, перформативности и новых медиа является одной из наиболее интересных сфер современного искусства.
Сложновато? Пожалуй. Витиевато? Не без того. Но! Попытки новаторства, эксперименты, будь они самыми безумными, всегда симпатичны. И почти всегда сопряжены с необходимостью (для автора) объясняться, помимо чисто художественного жеста, «на словах»: люди хотят подтверждения того, что авторский замысел они «раскусили». Увидели и поняли правильно. А насколько такие экспериментальные попытки состоятельны – покажет время.
Альтернативная история
Пока же оно показывает: современные воронежские художники – такие, как Иван Горшков, Николай Алексеев, Илья Долгов – уже обрели свое творческое лицо, состоялись. Причем в большинстве своем эти и другие авторы, исповедующие родственное отношение к искусству, интересны как раз не только делом, но и словом. Они знают, ради чего трудятся – и умеют свои взгляды и старания обосновать.
Что же касается конкретной выставки – это ретроспектива. Практически музейная. Арсений Жиляев называет такой подход к конструированию экспозиции логичным: прежде, чем расширять еще и еще пространство современного искусства, стоит показать городу и миру, с чего все начиналось. Обратиться, так сказать, к корням. Тем более, что в давний теперь уже момент создания некоторые вещи казались странными. А с течением времени эта «странность» вдруг нивелировалась. И оказалась вполне себе актуальным аналогом того, что сделано в современном искусстве в другой географической точке, от Воронежа далекой.
Параллельно с обнародованием произведений актуалистов сделана попытка написать альтернативную историю культуры нашего города. Историю новейшего периода, начиная с нулевых нынешнего столетия. Соответствующие выкладки представлены в геометрически банальных формах треугольничков-квадратиков, расположенных в рядок, в столбик – как угодно. На каждом – фиксация культурного, с точки зрения организаторов, события, произошедшего в конкретный год. Предсказуемость исключена: так, с «уведомлением» о назначении на пост воронежского губернатора Алексея Гордеева на равных соседствует информация про создание «концептуального музыкального коллектива».
Задача – удивлять
Выделить кого-то одного из участников коллективной выставки не всегда возможно, но в данном случае для меня разночтений нет. Иван Горшков – самый яркий представитель современной воронежской изобразительной среды (в плане системности подхода к творчеству могу поставить рядом с ним разве что Николая Алексеева). Его «Кладбище газет», реконструирующее акцию «Безусловный рефлекс», сопровождено красноречивой кураторской справкой. « С привлечением в группу Ивана Горшкова эстетическая сторона воронежского подпольного искусства становится все более и более выразительной. Акции начинают походить скорее на театрализованные представления внутри тотальных инсталляций».
Иные, впрочем, экспонаты привлекают не меньшей экстравагантностью и ее рациональным «содержимым». Так, комментарий к «Битве Синозерских» поясняет, что эта, выполненная с помощью компьютера вещица, есть «эмблематичная работа ПИ раннего периода критического анализа новых медиа. Постановочное фото повторяет фриз античной «Кентавромахии». Однако делает это довольно небрежно… Произведение … похоже на сломанную машину, которая вместо того, чтобы удивлять, разочаровывает. Вместо того, чтобы соблазнять, вызывает отвращение…»
Предлагаю вычленить из вышеизложенного контекста слово «удивлять». Как ключевое. В идеале удивление творчеством – задача-максимум всех, без исключения, художественных поступков (тексты, фото, видео, объекты и т.п.) представителей современного искусства. Воронежских – в том числе.