Новости культуры российских регионов
5 июля 2013
Центр

Учитель танцев

Искусству столицы Черноземья помогает выдающийся хореограф.

Народный артист СССР, легенда русского балета, неподражаемый  Владимир Васильев известен не только как профессионал экстра-класса, но и как человек широчайших интересов и  независимых взглядов. У него – обо всем свое мнение. Чем и привлекает – кроме всего прочего. Поэтому когда Васильев, выйдя к воронежским журналистам, ожидавшим его в зрительном зале театра оперы и балета, с ходу предупредил: «Мизансцена –  моя»,  никто не возражал. А чья ж еще?..

Под мизансценой Владимир Викторович имел в виду местоположение каждого из участников разговора: где должен расположиться он, где – мы. С тем, чтобы всем было удобно…смотреть друг другу в глаза. Потому что, по Васильеву, когда глаз не видно, разговаривать бессмысленно: нет реакции собеседника – нет общения.

Сцена для сенсации

– Все мы понимаем, что для СМИ очень важно иметь какую-нибудь сенсацию, – начал встречу мэтр. – Что-нибудь эдакое, что можно раздолбать. И заложить тем самым ступенечку в карьере. Но для людей театра и для меня лично сенсация всегда должна быть только на сцене. И мне абсолютно безразлично, как артист себя чувствует во время спектакля. Сколько времени ему было отведено на подготовку. В каких он отношениях с окружающими. Вот – перед нами сцена, мы сидим в зале и смотрим только туда. И в этом смысле, мне кажется, ничем не отличаемся друг от друга – ни вы, журналисты, ни я, участник того, что творится на подмостках, ни простой зритель. Который, бывает, в театре вообще ничего не понимает.

Владимир Васильев для Воронежа – практически родной человек. Поставил в нашем театре уже четыре балетных спектакля,  много и плодотворно работал с местными артистами. А в прошлом месяце представлял на Платоновском фестивале свою экспериментальную мастерскую, пригласив для участия в проекте семерых талантливых хореографов из разных городов и даже стран.

– Это те люди, которые нравятся лично мне, – объяснил тогда выбор персоналий Владимир Викторович. – Прежде я их видел в каких-то небольших, фрагментарных работах, и вот предложил каждому из них показать своего Платонова. Сделать маленькие балеты на платоновские темы, вложив в них свое понимание писателя. Это – прецедент. В последнее время очень много Платонова на драматической сцене, а чтобы в хореографии… Лично я не  видел не то, что  спектакля, – даже миниатюры.

Восторженные глаза

Васильев говорит, что специальное образование для хореографа – еще не все; бывает, человек рождается «с ощущением танца в своем теле».  Как, например, москвич Александр Могилев, во «внебалетном» прошлом у которого – международные успехи в брейк-дансе.

– Я получил огромное удовольствие от общения со своей хореографической командой, клянусь вам, – заверил Владимир Викторович. – Хотя любая профессия построена не только на любви; иногда вы ненавидите свое дело. И я  иной раз при взгляде на то, как и что делают молодые коллеги, чувствую, что вот-вот взорвусь. «Ну как же, – хочется крикнуть, – ты не слышишь голос, идущий оттуда, с неба?!»  Но когда все, в конце концов, получается – это такое наслаждение! Потому что хотя бы капелька того, что ты сказал, попала на благодатную почву…

– Приглашенные хореографы работали с воронежскими артистами балета. Каковы впечатления от такого сотрудничества?

– Никогда прежде воронежские артисты не пробовали себя в современном танце. И огромное спасибо вашей труппе: то, как они репетировали, достойно восхищения. Это люди, которые  напомнили мне мою юность. Когда мы начинали, а было это, слава тебе Господи, шестьдесят лет назад, никогда не спрашивали: «А что нам дадут?» Пришли в театр 17-18-летними – и наш руководитель сразу же предложил сделать вечер миниатюр. И все почли за счастье над ним работать. Репетировали ночами, не думая о том, сколько получим. Так и ваши ребята, с их отношением к делу… Они ведь со страхом приступили к проекту. А когда приглашенные хореографы начали им что-то показывать – надо было видеть их глаза.  Откровенно восторженные! Я увидел радость общения с мастерами!  Радость от возможности выразить то, что дают эти мастера.

Врать не надо

– А мастера как реагировали?

– С той же радостью. Которая шла по нарастающей; каждая встреча с воронежцами была открытием. И это для меня приятнее всего. Потому что в большом коллективе обычно бывает чуть-чуть по-другому.

– Видимо, «ваши» люди не испорчены  «звездностью»…

– Человек с именем, какой-нибудь великий, раскрученный  режиссер легко привлечет зрителя. Раскрученные режиссеры или актеры всегда наполняют зал. Но и нашей труппе по плечу решение подобных задач. И мы все себя чувствуем одной командой – это тоже редкая история. Каждый желает каждому успеха; дело для театра небывалое.

– Владимир Викторович! Должен ли художник – в широком смысле слова – объяснять, что хотел сказать своим произведением?

– Когда об этом спрашивают хореографа, ему лучше не отвечать. Хореографа надо видеть и чувствовать. А если так не  происходит – словами делу не поможешь. Можно ведь наврать, что угодно. Я сколько таких случаев знаю: великолепный, потрясающий рассказ на худсовете в Большом театре – ну, думаешь, все! Будет гениальный спектакль! А его выпустят – и тут же закрывают: ерунда…  Часто наоборот все: бывает, хореограф вообще ничего объяснить не может. А начинает ставить – все абсолютно ясно. Дай Бог, чтобы всегда было так, а не иначе.