Новости культуры российских регионов
30 июня 2013
Поволжье

Герман Греков: "Давно хотел пожить, нигде не служа"

Драматург Герман Греков уволен из Самарского театра драмы.

В театре Греков проработал 16 лет: пришел в труппу актером, с 2003-го служил завлитом, в 2011-м стал ставить в Драме собственные пьесы (успел выпустить "Вентиль" и "Невероятные приключения Юли и Наташи"). В интервью АКИ драматург рассказал, почему считает увольнение закономерным, что его смущает в актерской профессии и почему хорошо быть выгнанным из института.

 

"Не ощущаю себя выброшенным"

 

- Как ты можешь прокомментировать свой уход из театра? 

- Я ни к кому претензий не имею. По возможности честно отработал эти 16 лет, а теперь так получилось - больше ничего не могу сказать.

- Пытался как-то осознать, какую роль в твоей жизни сыграл этот театр?

- Нет, пока не было времени - я делал выставку, а головной боли в этом занятии не меньше, чем в других. И когда в театр прихожу, не чувствую, что я из него ушел. Нет отрезанности, общаюсь с теми же людьми. Только занят выставкой. Может, осознаю когда-нибудь, но боюсь, никогда, потому что, если сейчас появится другая работа, буду уже в ней.

Я недавно ездил к себе на родину на день рождения Эдуарда Боякова (Греков родом из Воронежской области, в Воронеже окончил три курса Политехнического и театральный факультет Института искусств, а театральный продюсер Эдуард Бояков сейчас исполняет обязанности ректора этого вуза. - Прим. АКИ). Собрался весь цвет современной российской культуры, Бояков перечислял знаковых людей, выпустившихся из этого вуза, и мне было очень радостно за педагогов. Три ночи проговорил со своим любимым учителем Сергеем Александровичем Надточиевым, человеком, благодаря которому я очень многое сделал и делаю, к чьему мнению прислушиваюсь. В Воронеже сейчас намечается что-то очень интересное - и Полунин приезжает преподавать, и Адасинский, и Дапкунайте, Эдик хочет и драматургическим направлением заняться, поэтому, если будет возможность с ним поработать, я возьмусь с радостью. 

Так что я не ощущаю себя выброшенным - наоборот, нахожусь в эпицентре. Я не буду ни с кем спорить, но и умалять то, что сделал в Драме, не хочу. А я сделал много полезного для своего театра, я считаю.

- Ты ушел сам?

- Гвоздков попросил меня написать заявление. Сам бы я, наверное, еще раздумывал. Он "помог" оформить мое решение.

- По-мирному расстались? 

- Абсолютно. Я бы хотел, конечно, как художник в некоторых людях что-то подправить, но многие, думаю, не против то же самое сделать со мной. Понимаешь, что главное: театр - это же корабль. И на нем должна быть твоя "команда". Все это время меня держали в Самаре люди. А теперь "моих" в театре осталось всего несколько человек. Есть студенты, да, но с ними я могу и так пообщаться. Держал очень сильно Олег Белов. Когда он заболел, я понял, какая опора ушла у меня из-под ног. Несмотря на все противоречия, очень любил меня Сан Саныч Амелин. Обижался страшно, когда я не приносил ему пьесу! А как он хотел играть в "Вентиле"! После премьеры сделал именно те замечания, какие я и сам видел. А на банкете задал мне сакраментальный вопрос: "А что, со мной зассал работать?" Я честно ответил: "Да".

 

"В плане ремесла я никакой актер"

- В театрах собираешься еще работать?

- От театра хочу немного отдохнуть, но из Драмы не ухожу окончательно - буду по-прежнему играть в "Невероятных приключениях Юли и Наташи", мы договорились. Вообще я давно хотел пожить, нигде не служа, решение долго назревало. Конечно, если ты живешь в России, не рассчитывай найти себе тихое спокойное место. Везде примерно одинаковый уровень стресса, недоделанностей и всякого подобного. Я вообще не думаю, что круто изменил свою жизнь. Что делал, то и продолжу. Ты спрашиваешь про театр? Если завтра меня кто-то позовет что-то ставить, я, конечно, поеду и поставлю.

- Есть уже что-то конкретное?

- Пока нет, но еще никто и не знает, что я уволился. Я никому не говорю - хочу отдохнуть.

- Ничего, сейчас напишем.

- Да, вот как Муравицкому (московский режиссер, когда-то служивший в труппе Самарского театра драмы. - Прим. АКИ) сообщу... Он обрадуется.

- Зовет тебя в Москву?

- Да. А я не хочу. Там, как Слава Дурненков хорошо говорит, "работать заставляют".

- Меня уже спрашивает "обеспокоенная общественность", уедешь ли ты теперь из города.

- (Очень удивленно) Да?

- Да-да. Так что заяви официально.

- Официально: пусть самарчане наслаждаются моим пребыванием в городе (смеется). Нет, в ближайшее время не собираюсь уезжать, хотя кто его знает. Я очень искушаемый человек. Вдруг поступит какое-то предложение, от которого я не смогу отказаться? Место для меня вообще мало значит. Я побывал сейчас в Воронеже - когда я там учился, это был запущенный город. Сейчас приезжаю - и вообще ничего не узнаю. Все в зелени, много нового выстроили, чисто. Там чисто!

- У тебя были за эти 16 лет реальные предложения или порывы уйти?

- Ну вот я сейчас расскажу, чтоб ты потом написала, да? Скажу только, что в какой-то момент, в 2000-е, у меня появилась другая жизнь, параллельная.

- Ты начал писать уже в Самаре?

- По-моему, в Воронежском политехническом. Первая моя пьеса называлась "Туча". Она была выдержана в стиле Островского, с действующими лицами-однокурсниками. Я устроил первую авторскую читку в общаге, имел бешеный успех. Вообще все, что я делаю, закономерно. Отец всю жизнь ставил самодеятельные спектакли, хотя работал в райкоме партии. В Сибири ставил, у нас в Воробьевке.

- С драматургическим "продвижением" тебе поначалу помог "отец" тольяттинской новой драмы Вадим Леванов?

- Все сложилось мистическим образом, невероятным. Я тогда поверил, что главное - писать, а остальное само собой сложится. Написал половину первой пьесы, "Четыре желания мадам Ватто". Показал режиссеру Максиму Кальсину (он как раз направил меня к Леванову). И в это время в театр из Омска приехала Даша Малинина, дочь нашего бывшего завлита. А в Омске как раз открывалась лаборатория, и Даша говорит: "Приезжай!" Я долго не мог решиться, но все-таки поехал. Мне потом говорили, что я вел себя так, как будто уже 10 пьес написал (смеется). И в поезде уже сочинял "Майзингер". Бывает так, когда долго что-то накапливается - потом прорывает. Через год я снова приехал на омскую лабораторию, потом в Москву, мы выступили в ЦиМе, нас пригласили на Яснополянскую лабораторию, оттуда на "Новую драму" - и понеслось! Но на первый свой фестиваль "Новая драма" я еще приехал вместе с Розой Хайруллиной в качестве приглашенного актера. Это так здорово было! Ощущение, что "ты еще не так плох, старик Розенбом", тебя куда-то зовут как актера! И там же я стал режиссером, когда мне с чего-то дали делать читку.

...А во всем виноват, конечно, полицейский из "Яблочной леди". Если 30 минут на сцене ничего не делать, что-то там накапливается... Все из постоянного желания расширить место, уготованное тебе судьбой. Выйти за рамки предлагаемых обстоятельств, будь они неладны.

- У тебя сейчас остались актерские амбиции? Почему ты вообще когда-то пошел именно на театральный?

- Мне очень повезло учиться там, где я учился, именно с этими людьми. Это был один из лучших курсов института. Что-то страшное, на самом деле! Я уже забывал, что я делаю, на кого учусь. До сих пор мы все общаемся. Я считаю, что ради этого где угодно и как угодно можно быть.

В актерской профессии меня смущает только одно - регулярность выступлений. Этого я не могу понять. Я готов что-нибудь сыграть три раза в год, затратившись по полной. А откуда взять ресурсы, чтобы выходить каждый вечер (если все делать по-честному) - я не понимаю. В плане ремесла я никакой актер - не могу выйти и потрясти своим внешним видом или дьявольским обаянием - только переживанием истории, а для этого нужно затрачиваться. Когда я делал "О вреде табака" в "Актерском доме", спектакли шли два раза в месяц, но даже это было очень тяжело.

Актер, я думаю, это знаешь кто? Вот Артур Ягубов как-то провел день с Дени Лаваном. Он рассказывал, как тот идет по улице - и все время что-то делает, очень внимательно наблюдает - вот он художник! А у нас профессия актера превращается в какую-то обывательскую, авторство исчезает. Так настраивают еще во время учебы: придет режиссер и все сделает. Это очень обедняет профессию. И затем, она же бродяжническая! Если здесь что-то не так, нужно искать в другом месте. Нужно все время быть в тренинге, ждать нельзя. И актер должен быть мыслящим, даже умение пользоваться своей органикой - это работа.

 

"А я так любил, когда меня выгоняют из института"

- Что у тебя сейчас с драматургическими делами?

- Режиссура увлекла меня так, что я два года ничего не писал. Надо будет этим летом вернуться к пьесам. Тем более, что сейчас многое произошло, в том числе на личном фронте, так что есть о чем написать (смеется). Вообще с писателями сложно дело иметь, не завидую. Они же берут всех, кто им досадил, - и в пьесу вставляют.

- За последнее время были новые постановки по твоим произведениям?

- В Тамбове сейчас будут ставить "Невероятные приключения Юли и Наташи". В Лиепае, где идет "Ханана", продлили договор. А вообще я мечтаю, чтобы кто-нибудь поставил "Химический дом" - мою любимую пьесу. Но она для будущего, когда всем захочется эстетства.

- У тебя только что открылась выставка в "Новом пространстве", на которой зритель увидел Германа Грекова в новом качестве. Давно ты занимаешься фотографией?

- С детства я делал две вещи: рассказывал страшные истории и рисовал. В художественной школе, правда, выдержал только три занятия. Понял, что там никогда не научусь рисовать - вопросы ведь возникают, когда есть личная заинтересованность, когда что-то делаешь сам. Я вампиров рисовал, а они говорят - листики!

С 1996 г. и пока не появился фотошоп, я делал коллажи, даже оформил книгу Валерия Бондаренко. А фотография меня всегда отпугивала - я терялся при словах "закрепитель" и "проявитель", "выдержка" и "диафрагма" для меня до сих пор звучат как ругательства. Я вообще ленив. И когда появились цифровая фотография и фотошоп, они идеально совпали с моими потребностями. Сейчас у меня дома студия, я накупил оборудования, чуть-чуть посмотрел в Интернете, как это делается, позвал знакомых попозировать... Сейчас уже работаю над новым проектом.

- Расскажи про выставленную серию Duende.

- Когда я нащупал манеру и стиль, работы стали складываться в одну серию - во что-то мистическое. Мне в ней очень важна грань между красивым и ужасным. Вроде бы ты видишь что-то инфернальное, но оно притягивает. Это пространство сна, видения, влекущая красота, которая засасывает тебя, как русалка. Понятие duende я нашел у Гарсия Лорки (лекцию испанского поэта и драматурга "Дуэнде, тема с вариациями" можно прочитать с монитора на выставке. - Прим. АКИ). Дуэнде - это энергия притяжения, это что-то печальное и невыразимое, связанное одновременно и с потерей, и с приобретением.

- Ты ушел из театра, ты делаешь выставку - какие у тебя представления о том, чем будешь заниматься дальше?

- А я не знаю. Может быть, сейчас за другую серию возьмусь, но скорее всего, за пьесу. Что-нибудь напишу, бог даст. Планов-то много. Я, честно говоря, давно хочу написать киносценарий. Причем не классический развернутый на 100 страниц, а просто повествование, какую-то историю для кино. Я скажу словами Геннадия Зацепина, героя моей пьесы "Майзингер". Когда знакомая сообщает ему, что дочку выгоняют из института, он говорит: "О! А я так любил, когда меня выгоняют из института! Выходишь на улицу - свобода! Столько возможностей!" И да, еще хочу всем пожелать быть верным самому себе. 

 

Герман Греков (1972) - актер, режиссер, драматург. Окончил три курса Воронежского технического университета, затем Воронежский государственный институт искусств, театральный факультет (актер театра и кино). С 1997 г. работал в Самарском академическом театре драмы им. М.Горького (артист, руководитель литературно-драматургической части). С 2006 г. пишет пьесы: "Четыре желания мадам Ватто", "Майзингер", "Великий Сострадающий", "Дурное Семя (Ханана)", "Кастинг" (в соавторстве с Ю.Муравицким), "Химический дом", "Вентиль", "Необычайные приключения Юли и Наташи" (в соавторстве с Ю.Муравицким). 

Дипломант Всероссийского конкурса на лучшую сценарную композицию в области театрального искусства (Москва, 2006), участник лаборатории молодых драматургов и режиссеров "Ясная Поляна 2007", лауреат конкурса пьес лаборатории современной драматургии Урала, Сибири и Дальнего Востока (Омск, 2007 г.), лауреат специального приза жюри "За современную политическую пьесу" конкурса "Действующие лица 2007", участник конкурса "Новая Драма. Лучшая пьеса 2008", лауреат Всероссийского драматургического конкурса "Действующие лица 2008" (III премия), участник фестиваля молодой драматургии "Любимовка" (Москва, 2008-2010 гг.), фестиваля современной драматургии "Драма. Новый код" (Красноярск, 2009 г.), Форума молодых писателей России (2009 г.), театральной лаборатории "On Театр" (Санкт-Петербург, 2010 г.), Лаборатории современной драматургии (Лысьва, 2010 г.), фестиваля театра и кино "Текстура" (Пермь, 2010 г.), международного конкурса драматургов "Евразия" (2011 г.) и других.

Спектакли по пьесам Грекова идут в Москве (Центр драматургии и режиссуры, "Практика", "Театр.doc"), Риге, Лиепае, Паневежисе, Перми, Пензе, Тюмени.