Новости культуры российских регионов
28 июня 2013
Центр

Культурная политика

Выставка известного живописца Александра Смирнова расположилась в резиденции облправительства.

Подруга, четыре последних года прожившая в столице нашей родины, а всю предыдущую жизнь – в Воронеже, приехала погостить на пару дней. Соскучилась по родному пепелищу. Пепелищем же его помня: Воронеж четырехлетней давности – отнюдь не сегодняшняя столица Черноземья.

В желании показать, насколько эволюционировал наш город за время отсутствия «москвички»,  первым делом провезла я ее по ночным мостам. Красиво – дух захватывает! На каждом – своя (эксклюзивная, можно сказать) иллюминация,  причудливо играющая с темным лаком «морской» воды. Но ночь – она сама по себе величие и загадка. А вот что-то откроется взорам гостьи белым днем?..

Счастливые приметы

Больше всего удивил ее жлобский стул, что «поставлен» в самом центре города, на улице Платонова.  Не столько фривольным внешним видом, сколько местоположением.  Под  боком у  губернатора, что ли?.. 

«Представь себе», – подтверждаю «догадку». Креативная  мебель, напомним, установлена в сквере за зданием правительства Воронежской области.

Пока, задержавшись у необычной скульптуры,  обсуждали мы перемены в городском пейзаже, немыслимые прежде, из-за ближайшей «излуки» вывернулся  коллега. Набрел, так сказать. И поделился свежими впечатлениями: возвращаюсь, доверительно поведал, с художественной выставки. Которая открылась аккурат напротив стула – в выставочном зале облправительства. По адресу площадь Ленина, 1.

Такие вот метаморфозы, они же – приметы сегодняшнего дня. Счастливые, конечно: когда политики  с дорогой душой «пускают» культуру в свои пенаты, это признак цивилизованного общества.

Глубокомысленная чистота

Итак! В резиденции областного чиновничества  расположилась живопись известного русского художника  Александра Смирнова.  К Воронежу он имеет отношение постольку, поскольку, родившись в Ереване,  детство и юность провел в нашей области – в поселке Нижний Кисляй Бутурлиновского района.

Сменив несколько рабочих профессий и отслужив в армии, Александр Смирнов  поступил в Пензенское художественное училище, которое окончил в 1975 году. Позже учился в Харьковском институте,  на отделении монументальной живописи. В экспозицию, разместившуюся на площади Ленина, вошли 25 полотен. Пейзажи, работы так называемого итальянского цикла, жанровые произведения, картины на библейскую тематику.

Сложно сказать, что является сильной стороной этого мастера – он, в хорошем смысле слова, ровный. Одинаково одухотворен (а местами возвышен) в изображении и небольшого озерца, и эпического масштаба скалы, и евангельского сюжета. Который, кстати, Смирнов  не боится интерпретировать по-своему: не самое распространенное явление.

Нельзя не отметить творческую самостоятельность этого автора вообще – применительно не только к духовной составляющей творчества. Реалист Александр Смирнов  обогащает классику интересными находками – в первую очередь,  осовременивает живописный язык. Работа со всей однозначностью «сообщает», в какую эпоху она написана, что уже – достижение: чувствовать время и его запросы – не всякий профессионал способен. А Смирнов на них отзывается. И по этим «отзывам» заметно, кроме всего прочего, что он – монументалист по образованию. Высказывается веско, даже если ведет речь о мелочи.

В какую сторону будет дальше развиваться этот художник (несмотря на то, что он – уже абсолютно сложившийся)? Что-то подсказывает, что Александр Смирнов  станет проще – в плане «населенности» картин глубокомыслием.  Потому что та чистота, которую он способен передать, когда пишет небо или воду, – не придуманное глубокомыслие и есть. И оно живописцу прекрасно удается. Чего же боле? Не будет же автор отказываться от такого богатства?..