Новости культуры российских регионов
28 июня 2013
Центр

Морозко и солнце

В музее-заповеднике «Дивногорье» прошел фестиваль любительских театров.

Он был третьим по счету –  фестиваль «Театральные дивы», который на сей раз посвятили  150-летию со дня рождения Константина Станиславского. Молодой, только-только встающий на ноги форум собрал не очень много коллективов – всего четыре. Но – мал золотник, да дорог…

Выступление каждого театра воспринималось с тем зрительским вниманием, которого  при показах большого количества спектаклей, на всех, что называется, не хватает. Глаз замыливается; тяжело отсматривать работы десятками, одну за другой. Да еще анализировать их  по горячим следам.

Школьные перспективы

Компактная фестивальная программа «держала зал» с первого актерского выхода до последнего – при том, что дефицита зрелищ не ощущалось.

 В Дивногорье приезжали бобровская арт-студия   «Лира» Воронежского областного училища культуры, Лискинский народный театр, Морозовский народный театр Россошанского района и Никольский народный театр  Верхнехавского района. Перечисляю коллективы в порядке их появления на сцене – точнее, на Дивногорском подворье, как нельзя лучше подходящем для опытов любительских театров. Непрофессиональные актеры зачастую настолько непосредственны и органичны (внутренней, не благоприобретенной, но врожденной органикой),  что именно на природе, с ее живостью и естественностью, их дар становится наиболее очевидным. А конкретно Дивногорье – то уникальное место, где, наверное, любого человека «пробивает» на творческие свершения.

Бобровцы были самыми молодыми участниками фестиваля.  Они представили часовую композицию «Система, или как мы понимаем Станиславского». Этюды разной тематики в постановке режиссера Татьяны Колмыковой позволили ребятам показать достаточно широкий спектр исполнительских возможностей. Жюри, в котором работали театральные критики  Надежды Роготовская, Виктор Шаманин, Людмила Романова и автор этого материала, отметило дипломами  нескольких актеров. Но я упомяну лишь двоих – Евгения Зеленко, прекрасно владеющего телом, и Анну Высоких, также очень пластичную, причем не только внешне. Вообще же все ребята – перспективные; думается, на другом, не «школьном» материале они способны продемонстрировать более выразительные  грани своих дарований. У бобровцев – внимательный руководитель, искреннее болеющий  за свое детище, так что все должно получиться. Пожелание – обратиться к более серьезным текстам и формам; молодежь подобными «сложностями» овладевает быстро.

Актерский рост

Лискинцы неизменно срывают аплодисменты везде, где появляются: коллектив – прославленный. Очень музыкальный, «специализирующийся» на русской классике. Ее удается осовременить за счет остроумной режиссерской мысли (Маргарита Повышева) и благодаря искрометным актерским работам: в коллективе есть  артисты, которых Бог поцеловал. Участие их в спектакле – любом! – беспроигрышный вариант. Так, Ирина Горбатенко  переигравшая кучу свах, вновь была свежей свежего и живей живого в роли очередной «сводницы». Она, Устинья Наумовна в комедии Александра Островского «Свои люди – сочтемся»,  вызывала хохот в «зале» при каждом появлении на публике. Органика – потрясающая; кошку рядом поставь – не факт, что покажется естественней.

Полностью пьесу лискинцы не освоили – показали лишь первый акт. И тот не до конца отработанный: многие исполнители не знали текста, что, конечно, изрядно подпортило общее впечатление. Триумф, однако, праздновал актер именно этого театра: Александр Межевикин, воплотивший образ Рисположенского, отмечен за лучшую мужскую роль второго плана. Это особенно приятно с учетом того обстоятельства, что никогда прежде артист на фоне ярких партнеров не выделялся. Но, видимо, очень хотел – и случилось! Актерский рост – налицо.

А еще Лиски порадовали подходом – попытались освоить Островского в жанре мюзикла. Пока – именно попытка вышла: музыкальные номера смотрелись достаточно грубыми вставками, «выпирающими» из общей ткани произведения.  Но лиха беда начало: у лискинского – очень музыкального, повторюсь, подвижного, далекого от статики – театра есть все возможности полноценно существовать  в мюзикле.

Все мы немножко лошади

Если бы положение о фестивале предусматривало определение лучшего спектакля – им, по единогласному мнению жюри, стал бы «Морозко» в постановке Никольского народного театра (режиссер Светлана Сукочева). Замечательная эта вещица прошла под нарастающий хохот (кажется – не только людей, но и окрестностей) с первой минуты своей дивногорской жизни  до  последней. Представьте: публика чинно расселась (аккурат посредине подворья) в ожидании – и вот!  Из-за забора  «выволакивается» колоритный дядя, обряженный  в классический костюм Деда Мороза! Посреди буйного лета, о коем настойчиво напоминают холмы за дедморозовой спиной, залитые солнцем и поросшие сочным  июньским разнотравьем! И на все голоса поют заповедные птахи…

Исполнитель роли Морозко Герман Фомин сам не выдержал такого сюра – то и дело «раскалывался» (на актерском сленге – смеялся) по ходу пьесы, что придавало ей пущего очарования. Остальные исполнители были веселому Морозке под стать. И составили  прекрасный актерский ансамбль, каждый участник которого понимал, что делает,  убедительно вел свою партию. А Лариса Степанова, исполнившая роль глупой и жадной Марфушки, была настолько хороша в этой острохарактерной работе, что победила в номинации «Лучшая женская роль».

Находчиво распорядились никольцы пространством: подворье с его «древним» антуражем освоили рационально и  выигрышно. Было, откуда выехать лошади с повозкой, где посидеть за прялкой кроткой Настеньке. Мелкие нестыковки только оживляли действо, неизменно радуя зрителя: то ворота окажутся уже телеги, то потрясающая  лошадь, одетая в «шкуру» из мешковины с пеньковой гривой,  оборвет «удила» – веревку, за которую тащит повозку. Сразу вспоминается, что «все мы – немножко лошади»…

Продуманные костюмы, музыкальное сопровождение, умение импровизировать – все оказалось на уровне. И обеспечило результат.

Есть, куда расти

Постановка Морозовского театра «Пидбрехач» по рассказу Григория Квитки-Основьяненко (режиссер – Вера Филатова) запомнилась, прежде всего, блестящим актерским  соло: исполнитель главной роли Осипа Скорика Иван Филатов признан – опять-таки, единогласно – победителем в номинации «Лучшая мужская роль». Потрясающий актерский темперамент, умение завести публику, удовольствие, получаемое в процессе работы – это все талантливый Иван Филатов.

Валентина Зыкова, исполнившая в «Пидбрехаче» роль Одарки Шкуратихи, отмечена за «Лучшую женскую роль второго плана». Вызывает уважение и мастерство  морозовских артистов (не только двух названных), и отношение к делу – они выучили громадный, очень сложный  текст на украинском языке. Возможно, его стоило бы подсократить: действо получилось бы напряженнее. Конечно, чем дольше длится спектакль, тем большую возможность проявить  себя получает яркий Иван Филатов. Но, думается, ради одного образа «эксплуатировать» произведение до бесконечности  вряд ли нужно.

Грамотные декорации, отрепетированные нюансы, в силу чего даже второстепенные персонажи отрабатывают смысловую нагрузку по полной программе – в активе Морозовского театра. Можно сказать – так держать! И все-таки хочется пожелать иного: прорыва в «чистое», без популизма, творчество. Есть, куда расти.

Организаторы фестиваля обещают, что он будет развиваться – это кстати. Потому как дивные ландшафты меловой местности открывают дивные же перспективы: кроме подворья на территории музея-заповедника – множество других построек, способных служить натуральными декорациями спектаклей. А живности сколько!  Включая местного сторожа, пса Барсука, бесподобно подыгравшего заливистым «брехом» бесподобным никольцам…